Фольклор абхазов - словесный и музыкальный - богат и разнообразен. В нем представлены древние трудовые и охотничьи песни, эпические сказания, предания, легенды, сказки, неисчерпаемое количество пословиц, поговорок и афоризмов, колыбельные, бытовые, любовные и другие песни.
Устное народное творчество
Фольклор абхазов - словесный и музыкальный - богат и разнообразен. В нем представлены древние трудовые и охотничьи песни, эпические сказания, предания, легенды, сказки, неисчерпаемое количество пословиц, поговорок и афоризмов, колыбельные, бытовые, любовные и другие песни. Одной из особенностей устно-поэтического творчества абхазов является многообразие, по сравнению с любовно-лирическим жанром, историко-героических песен разных эпох, посвященных мужеству и бесстрашию прославленных героев, подвигам самоотверженных борцов за свободу и независимость своего народа.
Нартский эпос
Если спросить абхаза или абхазку, - независимо от того, кто они и где живут, на берегу ли Черного моря или в высокогорном селении Лата, в верховьях шумного Кодора, на курорте ли Гагра или в индустриальном Ткварчале, - что известно о нартах, то ответ будет, пожалуй, везде один: "Сказания о нартах нескончаемы". Таким большим, бесконечным представляется в сознании абхазского народа героический нартский эпос.
http://www.apsny.ru/
Религиозные верования и культы языческие верования и божества
Территория Абхазии была заселена в глубокой древности, о чем свидетельствуют богатые археологические находки, относящиеся как к каменному веку, так и к эпохе интенсивного освоения металлов.
http://www.apsny.ru/
Апсуара
Свой национальный мир, основу своей национальной ментальности абхазы называют Апсуара. Именно с ее появлением древние люди, живущие в благодатной стране у Чёрного моря, стали абхазским народом. Не случайно слово «Апсуара» происходит от самоназвания этноса – апсуа. Апсуара – обобщённая характеристика абхазской национальной культуры, выраженная в устойчивой системе господствующих духовных ценностей и норм поведения. Гармонично переплетаясь, они придают ей согласованность и законченность. Несмотря на свою древность, Апсуара - не окаменелость и не музейный экспонат - это живой, развивающийся организм. Как у всего живого на Земле, у Апсуара есть душа и тело.
Душу Апсуара абхазы называют Аламыс. Аламыс – это совокупность всех высших нравственных качеств человека: честь, достоинство, благородство, свободолюбие, совесть, чувство долга, верность, целомудрие. Тело Апсуара – Ацас: обычай, который определяет все сферы народного бытия, его повседневный и праздничный жизненный уклад. Времена и обстоятельства меняли облик Ацас: отмирали устаревшие обычаи, но рождались новые, также воплощающие в себе вечные ценности Аламыс.
Благодаря диалектической гибкости, присущей Апсуара, древний абхазский этнос и в начале третьего тысячелетия, сохраняет уникальное своеобразие своей культуры, своё неповторимое лицо, одновременно представляя собой современный, европейски цивилизованный народ. Именно Апсуара, сбережённая через века и тысячелетия, сохранила народ, несмотря на все перенесённые им тяжкие испытания. Старинная пословица прямо говорит: «Абхазов то сохраняет, что они Апсуара почитают».
Сегодня люди всего мира, сопротивляясь глобализации, ищут духовную опору в собственных корнях. Народы, обладающие древней культурой, становятся предметом уважительной зависти со стороны «молодых» наций. У абхазского народа есть чему позавидовать и чему поучиться.
http://www.apsuara.ru/index.php,
http://www.apsny.ru/
Музыка
Абхазская народная музыка многоголосна. Двух- и трёхголосные песни абхазов необычайно своеобразны. Среди образцов народного творчества много песен, музыкальный строй которых свидетельствует об их древнем происхождении. К их числу относятся культовые песни, большое количество охотничьих и трудовых песен. Особое место в абхазском музыкальном фольклоре занимает историко-героический эпос, ярко отразивший суровую и мужественную жизнь народа и его характер. Новый быт и мироощущение выражены в современных народных песнях. Среди абхазских музыкальных инструментов - аюмаа (угловая арфа), ахымаа (инструмент типа цитры, трапециевидная рама со струнами), апхерца (двухструнный смычковый инструмент), ачарпан (род флейты) и др. В абхазских песнях инструмент обычно является аккомпанирующим, однако в национальном фольклоре встречаются образцы и инструментальной музыки.
http://www.apsny.ru/
Архитектура и изобразительное искусство
В Абхазии сохранились дольмены эпохи бронзы (2-я половина III-го - начало II-го тыс. до н.э.), следы циклопических сооружений, остатки античных и раннесредневековых гражданских и оборонительных построек (руины городов Диоскурии - Себастополиса, Анакопии, Питиунта, 160 км Абхазской стены и др.).
С принятием христианства (VI в.) в Абхазии проникают византийские влияния. В культовой архитектуре VI-VIII вв., отличающейся геометрической простотой форм (церковь древней крепости в Гагре, одноапсидная базилика в Новом Афоне), проявляются вместе с тем местные строительные традиции (использование грубых квадров камня). В эпоху Абхазского (кон. VIII-X вв.) и Грузинского (X-XIII вв.) царств средневековая архитектура Абхазии достигает высокого расцвета. Постройкам этого времени свойственны сдержанная строгость и многообразие форм, скупость резного декора (базилики в Амбаре, Гантиади, стройные купольные базилики в Мокве и Лыхны, крестовокупольные храмы в Дранде, Новом Афоне, Агу-Бедиа, Пицунде и др.). К XI-XII вв. относятся дворец в Бедиа, однопролётный арочный мост на реке Басла, ряд крепостных сооружений (замок Баграта в Сухуме и др.). В период феодальной раздробленности (XIV-XVI вв.) и турецкой экспансии (XVI - начало XIX вв.) строительство резко сокращается; воздвигаются главным образом крепости и замки. С присоединением к России (1810 г.) и развитием капитализма (конец XIX - начало XX вв.) начинается рост приморских городов, строительство промышленных и административных зданий, частных дач, вилл, гостиниц и санаториев (гостиница и дворец в Гагре, дом Алоизи в Сухуме, санаторий в Гульрипше).
В народном зодчестве Абхазии сохраняются восходящие к глубокой древности плетёные и деревянные жилища с шатровой и пирамидальной крышей, прямоугольные или округлые в плане (акуаскиа, апацха, амхара, абора и др.). Распространено 2-этажное жилище (нижний этаж каменный, верхний - деревянный) с галереей по фасаду. В совхозах и колхозах расширяется строительство благоустроенных каменных зданий.
В Абхазии издревле развивалось изобразительное и декоративное искусство. К эпохам неолита и бронзы восходят древнейшие произведения мелкой пластики (статуэтки людей и животных, главным образом собак, овец и баранов, из глины и бронзы), образцы орнаментированной керамики, художественных изделий из металла (бронзовые топоры, пряжки, браслеты, застёжки, украшенные скульптурными и гравированными изображениями животных). Уникальны бронзовый ритон из села Бамбора (начало I-го тыс. до н. э.), мраморная рельефная стела (V в. до н. э.) из Сухума, ранневизантийская мозаика из Пицунды (IV-V вв.), чеканный золотой потир II в. из села Бедиа, миниатюры Моквского и Пицундского Евангелий начала XIV в., фрески XIV-XVI вв. в храмах Лыхны, Пицунды и др.
http://www.apsny.ru/
В становлении современного изобразительного искусства в Абхазии важную роль сыграли художественная студия, открытая в 1918 г. в Сухуми первым профессиональным абхазским художником А. К. Чачба, а также творчество художников А. И. Садкевича, В. С. Контарева, О. А. Сегаль, Л. Н. Невского и др.
В 1935 г. в Сухуми была открыта художественная школа и в 1937 г. - училище. Изобразительное искусство получило дальнейшее развитие. Живописцы (И. П. Цомая, В. Ф. Европина, Н. О. Табукашвили, В. Я. Щеглов, О. В. Брендель, Х. Т. Авидзба, С. Габелиа и др.) создают тематические композиции на исторические и революционные темы, натюрморты, пейзажи. Развиваются станковая и иллюстрационная графика (В. Д. Бубнова, Ч. В. Кукуладзе и др.), портретная и монументальная скульптура (А. И. Размадзе, М. Е. Эшба, В. Э. Иванба, Ю. В. Чкадуа). В декоративно-прикладном народном искусстве развиты ткачество, резьба по дереву, кости и рогу, чеканка и гравировка по металлу, вышивка золотыми и серебряными нитками, плетение узорчатых поясов.
Литература
Одним из источников, питавших абхазскую художественную литературу с момента её возникновения, явился фольклор. В абхазском фольклоре представлены многие жанры - от героических эпических сказаний о богатырях нартах и об Абрскиле до лирических песен и мудрых афоризмов. Первую попытку составления абхазского алфавита на русской графической основе сделал в 1862 г. русский языковед П. К. Услар. Первый абхазский букварь был издан в 1865 г. В 1892 г. вышла обновленная и исправленная "Абхазская азбука", составленная Д. И. Гулиа и К. Д. Мачавариани.
Основоположником художественной литературы был народный поэт Абхазии Д. И. Гулиа; в 1912 г. он издал свой первый поэтический сборник "Стихотворения и частушки". В 1919 г. начала выходить первая абхазская газета "Апсны" (ред. Д. И. Гулиа), вокруг которой собирались молодые писатели. В 1919 г. Д. И. Гулиа написал рассказ "Под чужим небом", положивший начало абхазской прозе.
В 1920 г. С. Я. Чанба опубликовал первую абхазскую драму "Махаджиры"; начал творческую деятельность поэт И. Когониа. В лучших своих поэмах, опубликованных в 1925 г. ("Абатаа Беслан", "Навей и Мзауч", "Хмыдж-охотник", "Зосхан Ачба и сыновья Беслана Жанаа"), он отразил героику народной жизни.
http://www.apsny.ru/
Абхазский Государственный драматический театр им. Самсона Чанба.
Истоки абхазской театральной культуры - в народных играх, обрядах, устном народном творчестве (выступления певцов-сатириков - ахьдзыртвью, комиков - кечеков и др.). С 1915 г. в Сухуме ставились любительские спектакли. В 1918 г. в Сухумской учительской семинарии по инициативе поэта Д. И. Гулиа был создан литературно-драматический кружок.
После установления в А. Советской власти (1921 г.) начала работать театральная труппа под рук. Д. И. Гулиа. В 1928 г. открыт абхазский сектор Сухумского театра. В 1930 г. в Сухуми начались занятия во вновь созданной абхазской драматической студии, на базе которой в том же году открыт Абхазский национальный театр.
http://www.apsny.ru/
Музеи
Абхазский государственный музей находится в Сухуме. Создан в 60-х годах XIX век. За многолетнюю историю существования музея, ему удалось собрать огромное количество музейных ценностей. В его запасниках хранятся более 100 тысяч единиц — это уникальные вещи из керамики, металла, ткани, письменные документы и т. д.
Дом-музей им. Д. Гулиа в г. Сухум
"Всю жизнь свою, как воин и поэт,
Служить народу - выше счастья нет".
Д. Гулиа.
Дмитрий Иосифович Гулиа (1874-1960 гг.) - 9 (21) февраля 1874 года, село Уарча Гумистинского участка, ныне Гульрипшский район, Республика Абхазия, — 7 апреля 1960 года, село Агудзера, Абхазская АССР) — абхазский писатель, народный поэт Абхазии (1937 г.). Основоположник абхазской письменной литературы. Родился в бедной крестьянской семье. При рождении был назван Гач, позже после принятия православия его семьёй изменил имя на Дмитрий. Вместе с семьёй в раннем детстве, как и большинство гумских абхазов, был выселен в Турцию, однако его отцу удалось вернуть семью на родину. Учился в учительской семинарии в Гори. Был учителем.
В 1892 г. вместе с К. Д. Мачавариани составил абхазскую азбуку. В первом сборнике стихов (1912 г.) поэт выражал ненависть абхазского народа к угнетателям, его мечты о светлом будущем. В 1921 г. организовал и возглавил первую абхазскую театральную труппу.
Был редактором первой абхазской газеты «Апсны» («Абхазия»). Лирика Гулиа проникнута пафосом дружбы и единства народов (поэмы «Песнь об Абхазии», 1940 г., «Осень в селе», 1946 г., и др.). Гулиа написал первую абхазскую новеллу «Под чужим небом» (1919 г.). В романе «Камачич» (1940 г.) показаны жизнь угнетённых абхазцев при царизме, безрадостная судьба женщины. Роль Гулиа в развитии абхазской культуры очень велика. Ему принадлежат труды по языку, истории, этнографии абхазцев, хрестоматии и учебники.
Новоафонский музей боевой славы.
В 2002 году в Новом Афоне состоялось открытие мемориального памятника-музея, посвященного погибшим во время грузино-абхазской войны 1992-1993 годов.
http://www.wise-travel.ru/asia/abkhazia/otzyv-3245.html
Музей Абхазского Царства в г. Новый Афон.
14 мая 2010 г. был открыт при Национальном Новоафонском историко-культурном заповеднике «Анакопия» Музей Абхазского Царства. В сравнительно небольшом зале музея представлены палеонтологические находки, развернута археологическая экспозиция, отражающая этногенез абхазов, его материальную культуру от каменных орудий труда, через эпоху бронзы, мегалитов, античную эпоху к средневековью. Здесь вы сможете узнать об истории зарождения абхазской государственности и ее развитии от времен Рима и Византии до Турецкого владычества и вхождения ее в состав Российской империи; о возрождении государства в Советский период, об Отечественной войне народа Абхазии против Грузии 1992-1993 гг., и состоявшемся факте признания независимости 26 августа 2008 года.
В разделе «Этнография» вы узнаете об особенностях быта, хозяйственного уклада и характерных чертах абхазов. Отдельный стенд расскажет о внешних отличиях (типаже) абхазов XIX в. и выдающихся личностях абхазского происхождения.
Представленные в экспозиции реконструкции древнего вооружения и «Абхазской лодки» по рис. Гамба 1826 г. дополнят представления посетителя о нравах, образе жизни и деятельности абхазов.
Стенд «Старые виды» иллюстрирует Новый Афон и его окрестности в период деятельности Новоафонского Симоно-Кананитского монастыря. Именно на это время приходится знакомство населения Российской империи с Абхазией и ее историей. Царские власти предпринимали активные действия для изучения и популяризации достопримечательностей края.
http://afon-abkhazia.ru/excursions/museum_abkhazian_kingdom/
Государственный музей Отечественной войны народа Абхазии им. С. П. Дбар в Г. Гудаута.
Археологический музей при Государственном историко-архитектурном заповеднике «Великий Питиунт» в Г. Пицунда.
Гагрский музей древностей в крепости «Абаата».