Музей Абхазского Царства

  • доспехи
  • двор
  • галера
  • Леон
  • музей
  • полотенце
  • лодки
  • седло
  • средние века
  • цари
  • зал
  • Вооружение, реконструкция античного периода

Мы предлагаем Вам совершить увлекательное путешествие в глубь веков по музею Абхазского Царства. Музей расположен в г. Новый Афон, ул. Эшба, 8 (на территории комплекса Водопад, рядом с храмом Симона Кананита). Рядом с музеем располагается плотина, перекрывающая русло р. Псырдзха на выходе из живописного ущелья в самом узком месте. Тут же располагается историческое здание электростанции 1903 г. А к югу от здания музея стоит храм св. ап. Симона Кананита, выстроенный в 9-10 в.в. на месте погребения святого.
Музей работает ежедневно, с 10-00 до 18-00 ч., стоимость билета 100 руб., непрофессиональная фото и видеосъемка бесплатная. При наличии группы не менее 10 человек, квалифицированный экскурсовод в течение часа познакомит Вас с развернутой экспозицией. В этом году эспозиция музея значительно расширена. Здесь же вы можете приобрести очерк-путеводитель по музею, а также другие научно-популярные издания заповедника из серии «Путешествие в глубь веков», которые дополнят и расширят Ваши знания об истории, искусстве, архитектуре историко-культурных комплексов и выдающихся памятников заповедника.

Путеводитель по музею Абхазского Царства
Абхазия – страна древнейшей истории. Ее многочисленные материальные и духовные памятники культуры свидетельствуют о долгом и непростом пути развития народа, о значительных политических успехах и трагических поражениях. Для любого путешественника Абхазия - страна неповторимой природы, сочетающей контрасты приморской полосы с возвышающимися над ней холмами и величественной грядой гор, подпирающих своими заснеженными вершинами небеса. Этот многоярусный рельеф рассекают многочисленные ущелья с бурными, своенравными реками и временами безводными руслами, наполняющимися бешеными непроходимыми потоками в сезон паводков.
Абхазия простирается вдоль юго-восточного берега Черного моря от реки Псоу на западе до реки Ингур на востоке, от лазурных вод Черного моря до заснеженных вершин Кавказа. Здесь прослеживаются все климатические зоны – от влажных субтропиков до вечных снегов и ледников.
«Апсны, горы любовно и бережно, как ребенка, прижимают тебя к своей могучей груди, а море гладит волнами, словно ладонями» - поется в одной из песен об Абхазии.
Желающие ознакомиться с прошлым и настоящим Апсны могут посетить Новоафонский музей Абхазского царства.
В сравнительно небольшом зале музея представлены палеонтологические находки, развернута археологическая экспозиция, отражающая этногенез абхазов, его материальную культуру от каменных орудий труда, через эпоху бронзы, мегалитов, античную эпоху к средневековью. Здесь вы сможете узнать об истории зарождения абхазской государственности и ее развитии от времен Рима и Византии до Турецкого владычества и вхождения ее в состав Российской империи; о возрождении государства в Советский период, об Отечественной войне народа Абхазии против Грузии 1992-1993гг., и состоявшемся факте признания независимости 26 августа 2008 года.
В разделе «Этнография» вы узнаете об особенностях быта, хозяйственного уклада и характерных чертах абхазов. Отдельный стенд расскажет о внешних отличиях (типаже) абхазов XIX в. и выдающихся личностях абхазского происхождения.
Представленные в экспозиции реконструкции древнего вооружения и «Абхазской лодки» по рис. Гамба 1826 г. дополнят представления посетителя о нравах, образе жизни и деятельности абхазов.
Стенд «Старые виды» иллюстрирует Новый Афон и его окрестности в период деятельности Новоафонского Симоно-Кананитского монастыря. Именно на это время приходится знакомство населения Российской империи с Абхазией и ее историей. Царские власти предпринимали активные действия для изучения и популяризации достопримечательностей края.

Палеонтология
Большой Кавказ, некогда выступавший в виде острова среди древних водных просторов, а затем перешейка между Черным и Каспийским морями, претерпел бурную историю геологического развития. Основу Главного Кавказского хребта составляют древнейшие вулканические породы, позднее перекрытые сланцевыми, известняковыми и другими осадочными напластованиями. Сказочно живописны всемирно известные карстовые пещеры Абхазии: Анакопийская, Абрскила. Карстовая пропасть Крубера в недрах массива Арабика пока самая глубокая в мире (2180 м.). В витрине представлены сталагмиты (№10) и пещерный коралл (№11) – натечные карстовые образования из пещер Абхазии.
В Абхазии очень богатая флора, насчитывающая около 2000 видов растений, весьма разнообразна фауна. Здесь часто встречаются ископаемые останки древних животных и растений. Они являются свидетельством эволюции животного и растительного мира на протяжении миллионов лет.
В витрине расположены окаменелости и отпечатки древних морских животных юрского (213 млн. лет назад) и мелового (114млн. лет назад) периодов. Это аммониты и белемниты, позвонки и ребро китообразного, морская звезда, отпечаток рыбы, окаменевший зуб акулы), отпечатки растений и моллюсков, сохранившиеся в осадочных породах.
Среди экспонатов выделяется череп пещерного медведя (№8) из с. Псху, дожившего до мезолитического периода (12 тыс. лет назад). В это время в борьбе за выживание окончательно победил человек. Истребив этот вид, древний человек обжил многочисленные пещеры и гроты Абхазии. В окрестностях Нового Афона, в пещере Акую спелеологи обнаружили место массовой гибели пещерного медведя. Роковая природная случайность или слаженные действия древнего человека завалили вход в пещеру – теперь нам не узнать никогда.

Этногенез абхазов
Происхождение абхазов и их место среди других народов мира давно интересует исследователей.
Признано: абхазский язык является одним из древнейших и труднейших языков мира. Он вместе с другими близкородственными языками (абазинский, убыхский, адыгейский, кабардинский, черкесский) образует западно-кавказскую (абхазо-адыгскую) языковую группу. Распад абхазо-адыгского праязыка на три основные ветви (абхазы-адыги-убыхи) начался примерно 5 тысяч лет назад. В современной науке широкое признание получила гипотеза о родстве абхазо-адыгских языков с хаттским. Данная гипотеза была впервые высказана в 20-х годах XX столетия швейцарским востоковедом Э. Форрером
Хатты или протохетты - древний неиндоевропейский коренной народ, обитавший в Малой Азии (на территории современной Турции). На близкое родство хаттов с абхазо-адыгами указывает наличие в их языках целого ряда лексических совпадений, соподчиненных префиксов в структуре глагола, широкого использования различных словосложений, общего суффикса женского рода, суффикса «ра» и элемента «нда» в топономических названиях; ономастики и религиозных культов, совпадения некоторых орнаментальных мотивов и т.д. На хаттском языке в Центральной Анатолии говорили начиная с IIIтыс. до н.э. и самое позднее по 1400 года до н.э. В хаттский союз племен входили почти идентичные по отношению друг к другу племена кашков (протоадыгов) и абешла (протоабхазов). Бытует мнение, что прародиной абхазо-адыгов была Колхидская экологическая ниша и прилегающие к ней северо-восточные области Малой Азии, где во II – начале I тыс. до н.э. проживали родственные абхазо-адыгам кашки-абешла. Возможно тогда и произошло перемещение по побережью через восточнопричерноморский коридор (меото-колхидская дорога) и, далее, через перевалы прямых языковых предков адыгов на северные склоны западного Кавказа. Предки зихов-убыхов при этом заняли нишу между Гагрским хребтом и Туапсе, связанную с соседними территориями труднодоступными тропами. Проабхазские же племена, как первичная часть общности продолжали обитать в Колхиде, где их в лице апсилов, абасгов, санигов и застали античные авторы.

Каменный век
Древнейший период человеческой истории называется палеолитом. В Абхазии палеолит делится на ранний (ашель), средний (мустье) и поздний. В раннем и среднем палеолите жили архантропы и палеоантропы, неандертальцы, а в позднем – неоантропы (человек разумный). В эту палеолита происходило развитие общественного строя от первобытного стада до родового строя.
Ашельская эпоха началась в Абхазии около 400 000 лет назад.
Чертой раннего палеолита Абхазии является изобилие кремневых отщепов при небольшом количестве ручных рубил. Ашельская Яштухская стоянка представляла собой грандиозную «мастерскую» для изготовления примитивных орудий – главное из которых кремневое рубило.
Древнейшие палеолитические изделия найдены в Абхазии более чем в 130 пунктах. В окрестностях Нового Афона известно несколько мест. Это стоянка на левом берегу р. Шицквара, стоянка Импруд на Анухвском плато, с природным выходом кремневых пород. Анухвский палеолитический материал нижнего слоя (кремневые пластины, отщепы, рубила, нуклеусы (№1), диски, резцы, резчики, остроконечники, проколки, пилки, ретуш, скребки, скребла и др.) относятся к ашельскому периоду. Верхний слой находок археолог Соловьев Л. Н. относит к среднекаменному времени (90-35 тыс. лет). Основным занятиями мустьерцев были охота и собирательство, изготовление орудий труда. Уже тогда люди научились делать составное оружие – рогатины, копья, дротики. Главным приобретением мустьерской эпохи явилось освоение и использование огня. В это время все большую роль приобретают пещеры, гроты, навесы, которыми богата горная Абхазия и окрестности Афона. Так в пещере Акую были найдены кострища и предметы мустьерской эпохи, а также костные останки пещерного медведя.
В эпоху позднего палеолита в Абхазии (35000 лет назад) началось появление современного человека. Тогда появилась первая общественная ячейка, возглавляемая женщиной (эпоха матриархата). Агцинский грот, расположенный на высоте 30 м. обрыва скалы в с. Анхуа сохранил наскальные изображения этого времени.
Мезолит 12000 – 7000 лет до н. э.
В этот период появляются микролиты, которые использовались в качестве наконечников и вкладышей в костяную или деревянную основу. Появление лука и стрел – одно из важнейших изобретений мезолита. Общины дробятся и становятся оседлыми. Для рыболовства люди используют костяные гарпуны и стрелы, появляются в Абхазии изделия из обсидиана – вулканического стекла. Это первые свидетельства налаживания обменной торговли с соседними территориями. Прогрессивное развитие человеческих коллективов привело к укреплению племенной организации. В витрине под №3 представлены наконечники дротиков, кремневая и костяная проколки, резцы, скребок этого периода из с. Анхуа, массивные молоты (№10).
«Неолитическая революция» в Абхазии (6000-4000 лет до н. э.) заключается в появлении производящих форм хозяйства (скотоводство и земледелие). В Абхазии для неолитических орудий часто использовалась морская галька. Осваивается шлифование, пиление и заточка. В это время появляется каменный топор и первая керамика. Земля обрабатывалась каменными мотыжками.
Неолит – время расцвета матриархата. На территории Абхазии известно до 20 пунктов неолитического времени. В витрине представлены материалы из Кистрика – самого крупного неолитического поселения Кавказа. Это заготовки топоров, пращевые шары, терочник (№11), каменные мотыги (№ 7), тесла (№6), кремневый и костяной наконечник стрелы. А также молот (№8) с просверленным отверстием.
Эпоха, когда появились изделия из меди, называется энеолитом. Для Абхазии этот период соответствует 4 тыс. до н. э.
Эта эпоха в витрине представлена круглодонной, расписной и лощенной керамикой из Гвандры (№13), чаша (№12, с. Мрамба). Потрясающими предметами являются каменные полированные браслеты из Гвандры (№9). В это время преобладают каменные изделия, лишь изредка появляются изделия из меди, изобретается колесо, по-прежнему почитается культ матери-прародительницы.
На территории Нового Афона обнаружены материалы неолитической и энеолитической эпохи. Вдоль второй линии обороны Анакопийской крепости также были обнаружены каменные орудия и грубая керамика. Энеолитический материал представлен каменными орудиями из грота Ахупшка, из раскопа на приусадебном участке Смыр Г.Ш.

Эпоха бронзы
Бронзовый век делится на три периода – ранний, средний и поздний.
Ранняя ступень бронзовой культуры следует за энеолитическим временем и начинается с момента изобретения горячего литья (металлургии). Башкапсарские медные рудники функционировали с 3тыс. до н. э. В витрине представлены слитки бронзы (№14).
В это время появляется в Абхазии деревянная соха и гончарный круг.
Ранний бронзовый век представлен в Абхазии очамчирской и дольменной культурами. Исключительное место среди древностей Кавказа занимают дольмены.
Дольмены (III – сер II тыс. до н. э.) – монументальные погребальные сооружения. Обычно они состояли из нескольких огромных каменных плит, поставленных вертикально и перекрытых массивной горизонтальной плитой. По своим конструктивным особенностям и по размерам абхазские дольмены выглядят наиболее древними на Кавказе. Они принадлежат к распространенному на Западном Кавказе типу, представляющему собой четырехугольный каменный ящик трапециевидной формы. Передняя вертикальная плита имеет небольшое круглое или овальное отверстие, которое затыкалось притертой каменной пробкой. Общее число выявленных абхазских дольменов достигает 60. Иногда они имели каменные ограды – кромлехи. Дольмены продолжали бытовать и в период средней бронзы. Древнейшие образцы дольменных топоров представленны в нашей витрине.
В более позднее время бронзовой эпохи для «вторичных захоронений» использовались большие колоколообразные кувшины - оссуарии.
Урновые погребения из селений Нижняя Эшера и Приморское, между которыми расположен Новый Афон, подтверждают также, что у древних колхов, ещё в эпоху т. н. колхидской бронзы существовал вторичный обряд захоронения. Об этом свидетельствуют античные писатели Геродот и Страбон.
Путешественники, посетившие Абхазию в разное время, отмечали, что обряд воздушного захоронения сохранился у абхазов и в позднее средневековье. Так Арканджело Ламберти, живший в Мегрелии в качестве миссионера 18 лет (1635-1653), писал, что у абхазов есть замечательный обычай: «покойников не хоронят, но вешают на деревья, помещают их в выдолбленные деревянные колоды, служащие гробом и привязывают их с помощью виноградной лозы к верхушкам деревьев, тут же вешают все оружие, которое покойник употреблял на войне».
Аналогичную картину застает турецкий путешественник Эвлия Челеби (1641). Об этом абхазском обычае погребения писал и грузинский географ царевич Вахушти.
В дольменах, кромлехах и пещерах обнаружено большое кол-во изделий из мышьяковистой бронзы: вислообушные вытянутые, изогнутые топоры (№7), медные кинжальные клинки, крюки для выемки горячего мяса, булавки и украшения. Глиняная посуда представлена миниатюрными копиями бытовой керамики. Ее использовали при обряде «кормления души» усопшего. В это время основная часть общества начинает перестраиваться в сторону патриархальных отношений.

Древнеабхазские  солевары позднего бронзового века. (II – сер. I тыс. до н. э.)
В ряде приморских пунктов абхазского побережья были обнаружены следы соляного промысла. Морская вода наливалась в небольшие ванночки - четырехугольные глиняные сосуды, которые лепились в какой-то жесткой форме (яма в земле или углубления в дереве), а оттуда они вынимались при помощи предварительно положенной туда ткани. Отсюда и названия поселений – «селища с текстильной керамикой». Соль выпаривалась естественным путем на солнце, или искусственно на огне. Тогда сосуды ставились на специально приготовленные глиняные столбики (представлены в витрине). Существует и другая интерпретация применения глиняных столбиков. Некоторые ученые считают, что они имели ритуальное значение и служили для отправления какого-то древнего культа (фаллического или морского божества).

Поздний бронзовый век в Абхазии
Со временем, способы изготовления топоров совершенствовались. Топор приобретает боевое и ритуальное назначение. Немало экземпляров, найденных в т. ч. в селе Анхуа, украшены насечкой; встречаются символические геометрические фигуры, изображения солярных знаков, а также животных, среди которых часто встречается изображение мифического животного (собаковолк или пантера) и змеи.
Родственные колхидская и кобанские культуры богато представлены во многих ведущих зарубежных музеях материалом из Абхазии (Эрмитаж: ритон, всадник, топор, наконечник копья).
В период поздней бронзы территория Абхазии входила в «колхидско-кобанскую металлургическую провинцию», ареал которой совпадал с ареалом распространения абхазо-адыгских племен от Геленджика до Орду (Турция). Пиковым периодом являются VIII - VII в. до н.э., и в это же время зарождается заря великой эпохи железа. Характерными чертами «абхазского варианта» являются бронзовые боевые, парадные, гравированные стальным резцом топоры (№8), разновидные кинжалы, дугообразные фибулы – застежки (№3), пластинчатые пояса, бронзовые наконечники копий и стрел (№2,1), бронзовые сосудики, скульптурки животных, браслеты, предметы обихода и украшения (№3) - частые находки на территории Анхуа и Анакопии, в местах расположения крепостей и поселений античного и более раннего периодов.
На горных склонах северо-западной Абхазии найдено более двадцати древнейших уникальных горнорудных шахт со сложными многоярусными ответвлениями. Не случайно, выдающееся место в языческом пантеоне Богов у абхазов занимало божество Шашвы, покровительствовавшее металлургии и являвшееся в свою очередь свидетельством большой традиции металлургического производства в прошлом.
Ярким образцом кобанской культуры является представленный в музее бронзовый котел из с. Анхуа (VIII в. до н.э.). К кобанской культуре относится и пояс с бараньими головками, найденный в Куланырхуском могильнике (VIII-VII в.в. до н. э.).
В этой же витрине экспонируются замечательные бронзовые браслеты (№11). По мнению ученых, люди их носили на ногах, выражая тем самым определенный социальный статус. Примечательно, что ранее наши предки носили схожие по размерам каменные ножные браслеты (представлены в предыдущей витрине). Является ли это случайностью, или доказывает культурную преемственность, пронесенный сквозь века обычай, столь странный для современного человека?

Античность VI в. до н.э. – V в. н.э.
Выходцами из Милета в VI в. до н. э. были основаны города колонии Гиенос, Диоскуриада и Эшерское городище. Между греками поселенцами и местными жителями происходил обмен товарами, что приводило к взаимному культурному влиянию. Греки привнесли уклад городской жизни и связанную с ним государственность, связали окрестные общины гениохов в единую систему экономических связей. Уже в 5-4 в.в. до н. э. становятся популярными привозные глиняные чернолаковые сосуды, бронзовые аттические шлемы, щиты, ситечки, перстни, янтарные дисковидные, хрустальные граненые, сердоликовые бусы и туалетные принадлежности (№4,5). В городах-колониях концентрируется ремесленное производство, обеспечивающее и местное население. Вблизи берега Нового Афона, на морском дне были найдены амфоры и др. предметы, подтверждающие торгово-экономические связи с различными центрами античного мира.
В витрине представлена пинтадера (№6) – глиняная печать из с. Куланырхва с изображением проросших веточек. Такие штампы накладывались на священные хлебцы, которые пеклись в честь божества во время общинных молений с жертвоприношениями.
У подножия Анакопийской горы находился и частично был раскопан археологом А. Н. Греном позднеантичный могильник («Сушка»). Там были обнаружены янтарные дисковидные, хрустальные граненые, сердоликовые, каменные, стеклянные бусы, бронзовые и серебряные крестовидные фибулы, бронзовые диадемы с ромбическими концами, серебряные серьги, серебряные пуговицы, бронзовые пряжки, бронзовое зеркало, браслеты. Там же находились и остатки стеклянных и керамических сосудов, мечи, ножи, топоры с молоточковидным обухом, железные наконечники копий и стрел.

Эпоха железа
Железные изделия в Абхазии появились в VIII в. до н. э.. Это оружие, орудия труда и предметы быта. В VII - VI вв. до н. э. в Абхазии научились целенаправленно, с помощью цементации, превращать железо в сталь, которая могла воспринимать закалку. В это же время ни греки, ни скифы не использовали закалку. Начинает проявляться военно-земледельческая дифференциация местного населения. К этому вели объективные предпосылки эпохи. Противостояние Рима и Понтийского царства в конце II в. до н. э. не обошло стороной Абхазию. Диоскурия оказала поддержку Понтийскому царю Митридату VI Евпатору, за что получила автономию. Нестабильная международная ситуация вынуждала население вооружаться. Потому такое изобилие холодного оружия в могильниках Абхазии того времени. Приход и утверждение римлян в Абхазии в конце I в. до н. э . еще более ускоряло процесс милитаризации.
В III - IV вв. в Колхиду начинают интенсивно вторгаться северокавказские народы и кочевые племена готов, гуннов и др. Возникает необходимость создания в Восточном Причерноморье системы римских крепостей, охранявших империю от вторжения врагов со стороны моря и прибрежной части. В начале империя цеплялась за узкие прибрежные участки, а затем проникала во все сферы жизни местных племен, приспособляя их возможности к выполнению своих тактических задач.
Уже в I в. н. э. местные племена, жившие вокруг Понта и Меотиды, держались в подчинении тремя тысячами гоплитов и 40 военными кораблями. Это позволило создать «Понтийский лимес», важным звеном которого стал Себастополис. Прибрежными крепостями-кастеллами римлян на территории Абхазии были также Питиунт и Зиганис (втор. пол. II в. н. э.).
Следующим этапом укрепления римского владычества стало создание внутреннего «Кавказского лимеса». Однако для этой цели римлянам пришлось способствовать созданию местных государств, возглавляемых местными царями. По сообщению Плиния и Флавия Арриана в начале II в. н.э. территорию современной Абхазии населяли древнеабхазские племена абазгов, санигов, апсилов. Они составляли отдельные княжества (царства) во главе с царями Рисмагом, Спадагом и Юлианом. Все эти государственные образования зародились под влиянием Римской империи, местные цари утверждались во власти римскими императорами, перед которыми несли воинскую повинность. В их обязанности входила охрана караванов, идущих с товарами из Индии и Китая через горные перевалы Абхазии.
Империя способствовала усилению централизованной власти на местах, оплачивала строительство предгорных и горных крепостей, выплачивало денежные субсидии местным гарнизонам за охрану своих границ.
Крепости Цебельдинской долины, Дала, Хашупсы, Трахея, выстроенные в III-IV в.в. н.э. охраняли перевальные торговые пути на Северный Кавказ. Вокруг них образовывались большие общины, занимавшиеся охраной, торговлей, земледелием, скотоводством. Поселения все больше приобретали городской облик. Патриархальные семьи родового поселения были равноправными. В социальном отношении в таких поселениях господствовали основные черты родового строя на его высшей стадии – «военной демократии». Поэтому каждый мужчина был воином, даже кузнецы – особо почитаемое сословие в Абхазии.
На вооружении древнеабхазских воинов были дамасские мечи, метательные топоры, копья и дротики.
В витрине представлены предметы: разнообразные наконечники стрел (№3), акинак скифского времени (V в. до н. э.) под №4 из с. Тамыш. Мечи из с. Ачмарда (№6), навершие из горного хрусталя из с. Куланырхва, наконечники копий (№1), дротиков (№8) и боевые топоры (№9) из с. Куланырхва и с. Цебельда относятся к позднеантичному времени. Примечательно, что боевые топоры входили в снаряжение абхазского воина наряду с мечом и копьем вплоть до зрелого средневековья. Считается, что наконечники дротиков и стрел широколистной формы преимущественно использовались для охоты.
В это время преобладают могильники с богатым погребальным инвентарем, что свидетельствует о языческой вере местных племен. В витрине под №10 представлены погребальные керамические сосуды, предназначенные для кормления души покойника.

Абхазская государственность
По сообщению Плиния и Флавия Арриана в начале II в. н.э. территорию современной Абхазии населяли древнеабхазские племена абазгов, апсилов, санигов, мисимиан. Они составляли отдельные княжества (царства) во главе с царями Рисмагом, Спадагом и Юлианом. Все эти государственные образования зародились под влиянием Римской империи, местные цари утверждались во власти римскими императорами, перед которыми несли воинскую повинность. В их обязанности входило также охрана караванов, идущих с товарами из Индии и Китая через горные перевалы Абхазии.
К первым векам нашей эры относится и проникновение христианства в Абхазию, которая явилась первым ее оплотом на Кавказе, ибо самая древняя здесь христианская епархия – с кафедральным храмом, украшенным мозаичным полом, - была основана в Питиунте (совр. Пицунда). Епископ Питиунта Стратофил был участником Первого Вселенского собора, проходившего в 325г. в г. Никее. Тремя веками ранее в Абазгию пришли проповедовать апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит со своими учениками. Спустя время апостол Андрей ушел проповедовать на север, к родственным абхазам джигетам, а Симон Кананит обосновался в ущелье реки Псырдзха, в природной пещере.
В IX веке, на месте погребения святого апостола был выстроен крестовокупольный храм. В экспозиции музея представлены фотографии и других храмов, построенных в «золотую эпоху» Абхазского царства.
С переносом столицы Римской империи в Константинополь усиливается военно-политическое, экономическое и культурное римско-византийское присутствие в Абхазии.
Абхазские племена вели непрерывную борьбу за свою независимость. Особо упорный характер она приняла при византийцах. Ярким примером самоотверженной борьбы абазгов против византийцев является Трахейское сражение (550 г. н.э.), описанное современниками событий, историками Прокопием Кесарийским и Агафием Миринейским. Византийцы жестоко подавили восстание абазгов, упразднили власть местных правителей, саму Абазгию подчинили непосредственно Восточноримской империи – ввели в Понтийский диоцез.
В 555 году византийцы жестоко подавили восстание миссимиан (крепости Буколос-Бухлоон, Тсахар), которые также выступили против несправедливых притеснений.
Процессу возрождения абазгов способствовало появление арабов на политической арене в 30-е годы VII века, которые, воспользовавшись взаимным ослаблением Византии и Ирана, за сравнительно короткое время захватили целый ряд стран и народов Ближнего Востока. Абхазские племена консолидируются, создается Абхазское княжество, оно лишь вассально зависит от Византии.
С VII в. до последней четверти VIII в. Анакопия, вместе со своей знаменитой крепостью, является резиденцией царей, одним из значительных экономических, административных и культурных мест всего Западного Кавказа.
В первой половине VIII в. до столицы Абазгии дошли полчища арабов, захватившие значительную часть Закавказья. В это время в Анакопии у правителя Абазгии Леона I скрывались картлийские цари Мир и его брат Арчил.
Поражение арабов у стен Анакопии положило конец их дальнейшей экспансии на северо-запад и способствовало окончательному объединению древнеабхазских племен, образованию независимого раннесредневекового Абхазского царства. К VIII-IX в.в. относится и формирование единой абхазской народности. Столица Абхазского царства, после расширения ее восточных границ до Сурамского хребта, переносится из Анакопии в г. Кутаис. Леон II разделил созданное им царство на 8 воеводств: Абхазское, Цхомское, Бедийское, Гурийское, Рача-Лечхумское, Сванетское, Аргветское и Кутаисское. Реконструкция портрета Леона II представлена в экспозиции музея.
В IX-X в.в. Абхазское царство достигает своего наивысшего расцвета и становится одним из ведущих государств Закавказья. На постоянной службе у царя находилась конная гвардия в несколько тысяч всадников, закованных в латы. Абхазская православная церковь становится автокефальной с кафедралом в Пицунде. Леониды за все время своего господства не только не разоряют и не разрушают завоеванные ими области, а, наоборот, «с легкой руки» Леона II, обустраивают их, возобновляют города и храмы, строят крепости, города, монастыри. Все это говорит о высоком уровне культурного развития, на котором находились абхазы VIII и последующих веков. Их продвижение на Восток не было хищническим напором накопившего силы соседа, а все же выглядит осмысленной политико-экономической экспансией. Следует отметить выдающиеся памятники зодчества, характеризующие Абхазское царство как экономически мощную христианскую страну. След, оставленный владычеством Абхазии в жизни Западного Кавказа, переживает на несколько веков его золотую эпоху. В объединении разбитого до того на клочки Западного Закавказья, в экономическом и культурном его развитии – неоценимая заслуга Абхазии времен Леонидов. Доказательством развития металлообрабатывающего ремесла в этот период, служат археологические находки, это серповидные пилы, применявшиеся в сельском хозяйстве для расчистки полей, ножи, ножички, ножницы, сошники, топоры, наконечники стрел, стрелы, долото и многое другое. В витрине «средневековье» представлены эти находки.

Хроника Абхазских Царей VII-X в.в.
Анос
Гозар
Юстин
Финиктиос
Барнук
Дмитрий I
Феодосий I
Константин I
Феодосий II
Константин II
Леон I(736-767), сын Феодосия II, брат и соправитель Константина II
Леон II (767-811), сын Константина II
Феодосий III(811-837) , сын Леона II
Дмитрий II (837-872) , сын Леона II
Георгий I (872-878), сын Леона II
Баграт I(887-899) , сын Дмитрия II
Константин III(899-929), сын Баграта I
Георгий II(929-960) , сын Константина III
Леон III(960-969), сын Георгия II
ДмитрийIII(969-976), сын Георгия II
Феодосий IV (Слепой) (976-978), сын Георгия II
Баграт II Багратид (978-1015), сын Гурандухт – дочери Георгия II

В конце X в. в связи с династическим кризисом – отсутствием прямых наследников – абхазский престол переходит к Баграту Багратиду, сыну Тао-Кларджетского царя и сестры последнего абхазского царя Феодосия Слепого – Гурандухт. Подтверждая свое законное вступление во власть, Баграт II издает манифест, известный как «Диван абхазских царей», в котором перечисляет своих предшественников на абхазском престоле. 
Как мы понимаем, ни военные, ни политические победы были бы невозможны без экономического могущества государства. Об экономических связях Анакопии с соседними и более отдаленными городами и странами в VIII – XII в.в. говорят найденные здесь монеты. В экспозиции музея представлены арабские куфические серебряные монеты VIII в., анонимные медные монеты XI в. с изображением Христа и надписью на обратной стороне: «Христос – Царь царей», трапезундский аспр – XII в.. Здесь же были найдены: византийская серебряная монета с именем Константина Мономаха (1042-1054), монета времен Алексея Комнина XII в., грузинская серебряная монета XII в. Все они были найдены в Анакопии.
В XI в. вокруг Анакопии произошли значительные политические события. После смерти Абхазо-Картлийского царя Георгия I в 1027 г. воцарился старший сын его, Баграт. Между тем, вторая жена Алда со своим сыном Дмитрием проживала в Анакопии. В первые годы царствования Баграта IV около 1032 г., царевич Дмитрий при поддержке части абхазских феодалов и византийцев, добиваясь захвата престола, поднял мятеж против своего брата. Но мятежники потерпели поражение и эмигрировали в Византию, передав заодно и Анакопию в распоряжение императора Романа Аргира. Таким образом, город-крепость Анакопия, с прилегающими к нему землями, в начале 30-х годов XI в. перешел во владение византийцев. В общей сложности Анакопия находилась в их руках около ста пятидесяти лет.
В связи с натиском турок-сельджуков, внутреннее и внешнеполитическое положение Византии было ослаблено, и она не в силах была удерживать Анакопию. Окончательное изгнание византийцев и освобождение Анакопии произошло при сыне Баграта IV, царе Георгии II. По всей видимости это было в первые годы правления византийского императора Алексея I Комнина.
Однако вскоре у восточных границ царства появилось двадцатитысячное войско монголов. В 1243 году Абхазо-Картвельское царство вынуждено было признать власть монгольского хана Батыя. Царство было разделено на две части, западная часть управлялась абхазским (имеретинским) царем, который согласно армянскому историку XIII в. Хетуму, был «силен народами и неприступными твердынями, поэтому ни самодержец Азии, ни монголы не могли взять его под свое иго». Восточная часть царства попала под полную зависимость монголов.
Первое упоминание о генуэзских факториях на территории Абхазии относится к 1280 году. Генуэзская фактория, расположенная в Анакопии, являлась достаточно крупным торговым пунктом. Об этом свидетельствуют итальянские карты XIV в., на которых в разных формах встречается название Анакопия: Никофия, Никопсия, Анакуфа и даже Анакопия. Здесь итальянские купцы скупали у местных феодалов лес, мед, воск, продукты земледелия и скотоводства, полезные ископаемые (серебро). Взамен генуэзцы местному населению привозили соль, предметы роскоши, быта, ткани, ковры, вооружение, специи, благовония, драгоценные металлы.
Главной статьей экспорта были рабы. Рабы вывозились в Золотую орду и на невольничьи рынки Средиземноморья. Цена рабов зависела от этнического происхождения, пола и возраста. Более всех ценились черкесы, которые добровольно продавались: в основном, это были молодые девушки, попадавшие в восточные гаремы, и юноши, вербовавшиеся в наемные войска. В Египте из них формировалась верхушечная часть общества – мамлюки. С 1382 по 1517 г.г. эта страна находится под властью мамлюков черкесского происхождения.
В 1403 году в Западное Закавказье вторглось войско Тамерлана (среднеазиатского ҽмира). В результате было разрушено около 600 деревень и захвачен Кутаиси. Территория собственно Абхазии снова не пострадала. Абхазские владетели воспользовались создавшейся ситуацией. Они всегда стремились освободиться от зависимости со стороны мегрельского княжества Сабедиано и при случае восстановить свою власть над Южной Абхазией (Цхумское и Бедийское воеводства). Поэтому в 1414 г. между ними произошло кровопролитное сражение. В результате мегрельский владетель Мамия II был убит, а войско рассеяно. Вмешался восточногрузинский царь Александр I, на стороне Мегрелии. И абхазский владетель вновь вынужден был покориться.
В начале 60-х годов XVв. турки захватили Крым и часть Кавказского побережья, а со взятием Каффы в 1475 г. генуэзская колониальная система в Черноморье прекратила свое существование.
После полувековой борьбы между Турцией и Ираном в 1553 г. был подписан мирный договор, по которому спорные территории были поделены на сферы влияния. Турции досталось все Западное Закавказье, в том числе и Абхазия.
Абхазия управляется собственными владетельными князьями из рода Чачба (Шервашидзе), которые постоянно участвуют в междоусобных войнах с соседями, а также противостоят туркам. В течение всего XVI века Абхазия оставалась в вассальной зависимости от Мегрельского княжества (под давлением Имеретинского царя).
В середине XVII в. усиливается турецкое владычество, которое приводит к искоренению христианства и распространению ислама суннитского толка, многие абхазские феодалы получают турецкие имена. Процветает похищение людей и работорговля. По этой причине Абхазские прибрежные поселения пустеют. Роль Анакопии, как административного и религиозного центра ослабла. Нагорная крепость опустела. Лишь в прибрежной крепости расположился турецкий гарнизон, сменивший покинувших Абхазию генуэзцев.
В 70 г. XVII в. участились набеги абхазов на Мегрелию. В конце 70-х г. Сарек Шервашидзе с братом Квапу захватил территорию Мегрельского княжества до р. Ингур. Однако, дядя Сарека Зегнак захватил власть у племянника. После его смерти территория Абхазии была поделена между его сыновьями: Джикешия досталась область между реками Кодор и Аалдзга, Квапу – между реками Аалдзгой и Ингуром. Старший, Ростом остался главным владетелем остальной Абхазии.
В результате этих событий этническая граница между абзхазами и картвелами, проходившая до начала II тыс н.э. по реке Ингур была восстановлена, она приобрела одновременно и государственный политический статус, сохраняющийся более 300 лет.

Хроника владетельных князей из рода Чачба-Шервашидзе
согласно письменным источникам, дошедшим до наших дней
Кобулел (1045 г. - ?)
Отаго (XII в.)
Соломон (XIII в.)
Дардан (XIII в.)
В 1243 г. возглавлял 400 000 тыс. войско Сельджукского султана Кеи
Хусрева II в войне с монголами, погиб в сражении.
Рабиа (XV в.)
Бана (XVI в.)
Султан Мурат III (1574 - 1595 г.г.) направляет ему письмо с требованием
прекратить морской грабеж.
Путо (XVI в.)
Беслаква, сын Путо (XVI – XVII в.)
Соломон, сын Путо (XVII в.)
Сетеман, сын Путо (XVII в.)
Сустар, сын Сетемана (XVII в.)
Сарек, сын Сустара (XVII в.)
Зегнак, сын Сустара (XVII – XVIII в.в.)
Ростом, сын Зегнака (XVIII в.)
Манча, сын Ростома (XVIII в.) В 1733 г. разбил войско турецкого паши, отстоял независимость Абхазского княжества. Зураб, сын Ростома (XVIII в.) Келешбей, сын Манчи (178? – 1808 г. г.) Сафарбей (Георгий), сын Келешбея(1810 – 1821 г. г.) Омарбей (Дмитрий), сын Сефербея (Георгия) (1821 – 1823 г.г.) Хамутбей (Михаил), сын Сефербея (Георгия) (1823 – 1864 г. г.)
Последний владетельный князь Абхазии, сослан в Воронеж, где скончался в 1866г.
Последствиями многолетней Русско-Кавказской войны и Русско-Турецких войн XIX века стало упразднение в 1864 г. Абхазского княжества, многократное насильственное выселение «непокорных» абхазов за пределы родины (1864г., 1867г., 1877-1878 г.г.)
По окончании последней Русско-Турецкой войны абхазское народ был объявлен «виновным» перед Российским императором. Подавляющая его часть была выселена в пределы Османской империи (числ. до 50000 чел.). Опустевшие земли вокруг Анакопии были подарены царским правительством русским монахам, прибывшим в 1875 г. из Греции со святой горы Афон, из монастыря святого великомученика целителя Пантелеймона. Весной 1876г. монахами было заложено четыре каменных здания нижнего монастыря с храмом и школой для абхазских мальчиков – сирот. В это же время исконные названия Анакопия, Псырдзха сменяются на Новый Афон, а чуть позже Анакопийская гора переименовывается в Иверскую.
В 1884 г. монахи приступили к работам по возведению верхнего монастыря. А в сентябре 1888г. Новоафонский монастырь посетил император Александр III со своей семьей и совершил закладку собора во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона.
На фотостенде музея представлены старые виды Нового Афона времен бурной деятельности монахов Симоно-Кананитского монастыря конца XIX, нач. XX в.в.
В 1907 году Столыпин отменил «виновность» абхазов, в результате чего они были уравнены в правах с другими народами империи.
4 марта 1921 году Абхазия становится самостоятельной Советской Республикой- CCР Абхазия.
В декабре 1921 г. - Абхазию принуждают заключить союзный договор с Грузией и делегировать последней часть полномочий.
1апреля 1925 г. III Всеабхазский съезд Советов принял первую Конституцию ССР Абхазия.
В 1931 г. в обстановке политического давления, Абхазию принуждают “добровольно” пойти на понижение своего статуса и стать автономной республикой в составе Грузинской ССР.
В 1936 - 1938 г.г. репрессировано руководство Абхазии, цвет нарождавшейся интеллигенции.
С 1992 года, после распада СССР, Абхазия становится независимой Республикой, после победы в войне 1992 – 1993 г.г. де-факто независимое от Грузии государство.
С 2008 г. признанное несколькими государствами, независимое демократическое государство – Республика Абхазия.
Реконструкции
Мореходство.
С древнейших времен в экономической и культурной жизни абхазов имели большое значение море и мореплавание.
Наиболее ранние сообщения о мореходстве у колхских племен мы находим у Ксенофонта. По его описанию вблизи Трапезунда были разбросаны "колхские селения", а у прибрежных моссиников было высоко развито рыболовство и мореплавание, о чем свидетельствовали сотни лодок этого племени. Страбону принадлежат ценнейшие сведения о развитии мореходства у племен черноморского побережья Кавказа античного времени. Из страбоновского описания вытекает исключительно важное значение мореходства у гениохов, которые "господствовали на море", плавая на своих знаменитых камарах - небольших, узких и легких ладьях, рассчитанных на 25-30 человек. Они славились как выдающиеся наездники и страшные для купцов морские пираты, живущие «морским разбоем». «Ввиду скалистости берегов у них не было стоянок и гаваней, и они на плечах уносили свои лодки в леса и прятали до следующего выхода в море». Так практиковалось в Абхазии вплоть до XIX в..
Агафий (VI в.) отмечал, что "колхи совершают морские путешествия, когда это возможно, и извлекают выгоду из торговли".
"Камаритами» греки называли черкесских и абхазских пиратов. «Они на своих лодках - "камарах", выжженных из стволов гигантских буков, которые прятали в рощах при устьях рек, внезапно нападали на купеческие суда, особенно в штилевую погоду". (Франческо Аларо, Генуя. 1409 год.)
В XVIII в. абхазы еще продолжали активно заниматься мореходством. По описанию Вахушти абхазы "по морям ходят на судах..., в которые они садятся по сто, по двести и по триста человек, и нападают в пути на суда османлисов и лазов-чанов и чаще всего у побережья Мегрелии и Гурии". Далее он указывает, что в боях на море абхазы "стойки и могущественны".
В период правления владетельного князя Абхазии Келешбея Чачба (80-ые г. XVIII в.) им был создан сильный флот. До 600 военных галер владетеля постоянно крейсировали вдоль Черноморского побережья на всем протяжении от Батума до Анапы. На первом этапе своей деятельности Келешбей пользовался военно-политической поддержкой Турции, под протекторатом которой находилась Абхазия. В период расцвета этих отношений владетель построил в Сухуме 70-пушечный корабль и подарил его султану. В это время (1792г.) его брат Мехметбей становится командующим флотом Оттоманской империи.
Не молчат и источники XIX в. относительно абхазского судоходства. По словам Броневского, приморские абхазы в начале XIX в. еще плавали на лодках по Черному морю, нападая на оплошных корабельщиков и тех, кто сел на мель, караулили мореплавателей у берегов в опасных местах.
По словам Э. Реклю, абхазские «суда, ходившие под веслами и под парусами, экипаж которых состоял из 200-300 человек, отваживались нападать на берега Анатолии, Крыма и Европейской Турции, вплоть до Босфора».
По свидетельству Торнау, абхазы ловили дельфинов в открытом море на своих каюках.
Весьма ценные данные об абхазском мореплавании оставил нам Гамба - французский путешественник первой четверти XIX в., засвидетельствовавший в 1826 г. у абхазов наличие больших восьмивесельных суден-лодок.
"Абхазская лодка", как автор сам ее называет, была настолько примечательной, что он оставил подробные ее зарисовки, а в своем параллельном словаре некоторых абхазских, черкесских и грузинских слов он записал вышедший уже из употребления абхазский термин mattwher, означавший лодку. В экспозиции музея представлена «Абхазская лодка», изготовленная в 2010 г. по рис. Гамба.
В 30-40-х годах XIX в., с учреждением Черноморской береговой линии, состоявшей из ряда крепостей и укреплений, возведенных царскими войсками, и организацией крейсерской службы русского Черноморского флота по Кавказскому побережью местное мореходство приходит в упадок.

Вооружение абхазов
За всю многовековую историю абхазы переняли, выработали и накопили значительный опыт в изготовлении различного оружия. В экспозиции представлены восстановленные виды оружия, они изготовлены путём свободной ковки дамасской и пакетной стали. В оформлении использованы традиционные материалы – серебро, медь, поделочные камни, кожа ручной выделки, рог, галун и тканые материалы.
Абхазы почти никогда не расставались с оружием: ни днём, ни ночью, оно являлось для абхазов самым верным и надёжным другом. Абхаз всегда был готов к тому, чтобы в случае опасности дать отпор врагу, даже хозяйственными делами занимались с осторожностью, имея рядом с собой оружие.
Само абхазское название оружия – «абджар» означает в переводе «крест мужчины».
В середине XIX века на вооружении у абхазов можно было видеть винтовку или кремнёвку, шашку, пистолет, кинжалы. Всё это было как привозное, так и местного изготовления. Оружие всегда считалось самым ценным подарком для мужчины.
В экспозиции музея представлены необходимые в быту абхазов этнографические предметы: кремнёвое ружье, клинок шашки, кинжал, бурдюк (кожаный мешок), чувяки, снегоступы, цалда и серп, а так же разновидности палки-посоха (древнейшего оружия). Охотники и пастухи в горах не обходились без посоха, с помощью веслообразного посоха можно было чистить снег, грести. Интересно предназначение посоха с разветвленными рожками: на него опирали ружье при стрельбе, на крючках развешивали одежду и оружие. Позже в XX веке предназначение посоха поменялось. С посохом и сегодня можно встретить старейшину, мудрого и уважаемого человека.

Этнография
Известный этнограф, профессор Г. Ф. Чурсин писал: «Абхазы сохранили много пережитков пройденных ступеней культурного развития, представляющих драгоценный материал для истории культуры не только народов Кавказа, но и всего человечества вообще».
Абхазский двор
Абхазская община (акыта) тянулась десятки километров, занимая значительную площадь. Каждая такая община делилась на ряд поселков, представлявших в прошлом родовые поселения. Жилища абхазов были разбросаны по холмам, равнинам, долинам рек и ущельям, среди девственных лесов, на расстоянии 1-2 километров в среднем друг от друга. Поселившись на новом месте, каждая семья расчищала для себя вокруг своего жилища небольшую площадь и устраивала отдельную усадьбу.
Вот как описывает абхазскую деревню анонимный автор, посетивший ее в 1877 году:
«Шалаш, куда вошли мы, был только началом абхазского поселка… За полверсты – стояла другая лачуга; от нее сажен за полтораста – третья; четвертая в сторону забилась, пятая забралась на верхушку холма и закуталась там от постороннего взгляда в зеленое облако дубовой рощи… Всего – хижин двадцать, а разбросались верст на восемь. Абхазец выбирает жилье по душе, мало думая о необходимости скучиваться. В центре починка – оглоданные временем развалины большой круглой башни. Очевидно, основание ее было несколько больше верхушки. Узкие бойницы начинаются сажен за пять от земли. Здесь вся эта деревушка спасалась, когда ей грозило нашествие джигетов с севера или сванов с востока».
Усадьба состояла из следующих основных элементов: двора, огорода, огороженного участка для выпаса телят – «ахкаара», расположенного рядом со двором, небольших пахотных полей для посева проса, льна, конопли, хлопка и т.д., виноградника и кладбища. Необходимо подчеркнуть то необычайно важное значение, которое имеет двор абхазской усадьбы.
Двор, называемый «амдзырха», «ашта», «агуарп», обносился оградой с одними главными воротами со стороны подъездной или проезжей дороги и несколькими перелазами (ахцыста) или калитками. Он составляет центральную и самую существенную часть каждой усадьбы. Двор представляет собой большую чистую поляну, имеющую форму правильного четырёхугольника или другую форму, зависящую от ландшафта. Большими размерами отличались дворы князей и дворян, причём внутренний (ашта, агуарп) и внешний (амдзырха) некоторые представители высшего сословия ради красоты засевали клевером. Во дворе специально оставляется хотя бы одно тенистое дерево (граб, грецкий орех, яблоня, груша, черешня, вишня, лавр, ольха и др.). В жаркие дни люди под ними проводят значительную часть времени.
Самое раннее описание абхазского двора мы имеем у Арканджело Ламберти XVII в.. «Двор весь окружён и отделён сперва рвом, потом забором. Каждый старается устроить красивей из весьма крепких столбиков, врытых в землю и переплетённых тонкими ветвями. Над входом ставят большие ворота, укреплёнными перекладинами и большими брусьями; на них вырезаны изображения различных животных или другие фигуры».
В центре зала представлена абхазская усадьба, которая состоит из центрального двора с жилыми постройками, с огороженной территорией, где обычно расположен скотный двор, участки под огород и под кукурузу (раньше засевали пшеницу, просо, и другие злаковые), с фруктовым садом, виноградником и пасекой. Кладбища (ахатгун) в Бзыбской Абхазии в основном находятся на территории усадьбы, а в Абжуйской же Абхазии за пределами усадьбы в специально отведённом месте для всего рода.
Назначение абхазского двора заключалось в обслуживании большой группы лиц, составлявших иногда малые семейные общины. На основе обычая гостеприимства абхазский двор принимал и обслуживал многочисленных гостей, особенно в дни совершения похорон, поминок, свадеб и т.п. Кроме того, абхазский двор обеспечивал совершение культовых и ритуальных действий, связанных с благополучием всех членов семьи, животноводством, земледелием, пчеловодством и т. д.
Прежде всего, двор должен был защищать его обитателей от налета «непрошеных гостей». Именно с защитной функцией связано расположение во дворе основных жилищ и хозяйственных построек.
У абхазов во дворе перед домом на видном месте укреплялось в землю бревно (кол) с разветвлениями наверху, служившее коновязью (ачхарпарта).
За оградой двора, неподалеку, располагались хозяйственные постройки и где-нибудь в уголке закладывался огород.

Жилые постройки
1. В экспозиции представлен круглый плетеный шалаш с конусообразной крышей из соломы (акуацв) – наиболее древний тип жилья.
2. Четырехугольная плетеная постройка с четырехскатной крышей из драни – (апацха).
3. Простой дощатый дом с земляным полом – (агу-тзы). Этот дом предназначался для приема гостей на ночлег, он был оборудован одной или парой балок, опиравшихся на продольные стены жилища и служившие для подвешивания оружия, верхней одежду и даже седел гостивших. Все три типа жилых построек оборудованы открытым очагом, выложенным из глины. Над ним висят надочажные цепи и деревянные крюки, служащие для подвешивания котелков.
4. Дощатый дом на столбиках под драночной четырехскатной крышей (акуаскя). Более позднее строение, как правило, состоявшее из двух комнат: гостиной и спальни.
5. В экспозиции представлено однокамерной дощатое жилище на невысоких столбиках, предназначенное для молодоженов – амхара. Раньше для этой цели выстраивался небольших размеров «акуацв». Количество таких построек в одном дворе зависело от числа женатых сыновей в большой патриархальной семье.
Планировка двора
Размещались жилые и хозяйственные постройки в 19 и 20 в.в. следующим образом: главное жилое помещение акуаскьа строилось, как правило, посредине двора, лицом к воротам. При этом апацха или акуацв становились кухней, где протекала основная жизнь домочадцев. Эти жилища располагались сбоку от акуаскьа, их фасадная часть смотрела в сторону основного дома. Домик для новобрачных – амхара – строился в задней части двора, подальше от главного жилья, что является отражением этикета, предполагающего скрываться молодоженам от глаз старших членов семейства.
Некоторые подсобные помещения также располагались в пределах двора. Так сарай (ананыра) располагался у ограды двора, кукурузник (аца) и курятник (акутыцра) располагались у задней ограды двора на видном месте.
Другие хозяйственные постройки выносились за пределы главного двора и были обнесены своей изгородью с воротами, калиткой и перелазами. Там располагались конюшня (ачтра), коровник (ажвтра), козлятник (аджматра). Пасека (ашьхагуара) располагалась неподалеку от главного двора также за его пределами.
Во многих абхазских усадьбах имелись и особо почитались родовые кузни, где изготавливались необходимые в хозяйстве инструменты и инвентарь. В кузне родичи проводили моление богу Щашвы, приносили присягу и клятвы.
Такое расположение и разнообразие жилых и хозяйственных построек абхазского двора определяется удобством и отражает этические особенности менталитета абхазов. На этом примере можно проследить эволюцию, связанную с ростом благосостояния, и с уменьшением внешних опасностей для жизни и имущества абхазов.
Рядом с макетом абхазского двора представлено корыто, выдолбленное из цельного ствола липы. В нем абхазы давили виноград, а полученное вино заливали в большие керамические сосуды – ахапща, закопанные в землю. И сегодня нередко используется такой прием крестьянами-виноделами.

Ткачество
Население Абхазии с древнейших времён занималось ткачеством, об этом говорят многочисленные археологические находки: глиняные и каменные пряслица, следы тканей на керамике. Ещё в XIX начале XX вв. абхазы разводили коноплю, из которой изготовляли специальные высококачественные верёвки. Местные льняные ткани во времена Колхиды вывозились в страны античного мира, которые по качеству не уступали египетским. Абхазские женщины ткали домашнее сукно, из которого шили для мужчин черкески, башлыки, ноговицы с наколенниками, охотничьи, пастушеские, детские костюмы и др. Они изготовляли из хлопка, льна, шерсти и шелка: ковры, скатерти, простыни, полотенца, и др. Ткачество вместе с производством войлочных вещей было одним из главных видов женского домашнего производства. Всему этому девочек обучали с детства. Об абхазских девушках говорили, что «она рисует птицу на лету» или «у птицы на лету снимает мерки».
Отдельный фотостенд музея показывает типажи абхазов разных периодов, знакомит с выдающимися личностями, внесшими вклад в культурную, политическую жизнь родины и зарубежья.
Историческая судьба абхазов в историческом прошлом складывалась не благоприятно. Наши предки, населявшие в древности обширные территории от северо-восточной Турции до Таманского полуострова, богатые природными ресурсами и расположенные на пересечении древних торговых путей, были многочисленны и сильны. Под натиском бесконечных войн и разграбления богатств края, истощались силы абхазского народа, ставя его на грань физического истребления. Однако народ выстоял в беспрерывной борьбе за самосохранение, свободу, независимость, сохранил свой язык, государство и самобытную культуру.

Источники и литература
Чачхалиа Д. К. Хроника абхазских царей. М., 2000.
Абхазия и абхазы грузинских повествовательных источников (сост., переводы с груз., примеч. Г. А. Амичба). Тбилиси, 1988
Гунба М. М. Абхазия в первом тысячелетии. Социально-экономические и политические отношения. Сухуми, 1989.
Хонелия Р. Х. Политические взаимоотношения Абхазского царства и царства Армянских Багратидов. Автореферат на соискание к. и. н. Ереван, 1967.
Известия византийских писателей о Северном Причерноморье. Вып. 1, Москва-Ленинград, 1934.
Кавелин (Архимандрит Леонид). Абхазия и в ней Ново- Афонский Симоно-Кананитский монастырь (сост. И. Н.). М., 1898.
Хрушкова Л. Г. Цандрипш. Материалы по раннехристианскому строительству в Абхазии. Сухуми, 1985
Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней. М., 2007.
Инал-ипа Ш. Д., Абхазы. Историко-этнографические очерки. Сухуми, 1965.
Аджинджал И. А., Из этнографии Абхазии. Сухуми, 1969.
Мукба А. К., Владетельные князья Абхазии. Сухум, 2005.

Контакты: т.+78402458130   +78402458050 

info@afon-abkhazia.ru

 

 

   

 

Официальный интернет-ресурс Национального Новоафонского историко-культурного заповедника "Анакопия". Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с абхазским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых публицистических, аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на www.afon-abkhazia.ru. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на www.afon-abkhazia.ru обязательна. Адрес электронной почты редакции: info@afon-abkhazia.ru .

Создание и поддержка: Редакция-администрация ННИКЗ "Анакопия". Разработка и техническое сопровождение © NewTechnologies.abkh +7 (940) 9258589

Абхазия, Сухум, 2011-2016 г.