По Анакопийской крепости (II-XIX вв.)

Национальный Новоафонский историко-культурный заповедник "Анакопия" приглашает совершить увлекательное путешествие вглубь веков по интереснейшим экскурсионным маршрутам.

С 1 мая 2023 года установлена стоимость  входных билетов на посещение  ГУ «Национальный Новоафонский историко-культурный заповедник «Анакопия» - смотреть информацию...

Обзорная экскурсия по Анакопийской крепости 

Добро пожаловать в Национальный Новоафонский историко-культурный заповедник «Анакопия».


Мы приглашаем совершить увлекательное путешествие по Анакопийской крепости, высшая точка которой расположена на высоте 350 м над уровнем моря. 

Абхазия - страна древнейшей истории и культуры. Ее многочисленные материальные и духовные памятники свидетельствуют о долгом и непростом пути развития народа, о значительных политических успехах и неизбежных трагических поражениях.

Путешественнику, посетившему Абхазию впервые, бросаются в глаза неповторимые краски живой природы, сочетающей контрасты приморской субтропической полосы с возвышающимися над ней холмами и величественной цепи неприступных гор, подпирающих своими заснеженными вершинами небеса. Многоярусный рельеф рассекают многочисленные ущелья с бурными, своенравными реками и временами безводными ручьями, наполняющимися бешеными потоками в сезон паводков. Миллионы лет вода устремляется к морю, соскальзывая с уступа на уступ, образуя заторы и водопады, прорывая препоны на своем пути. Эта извечная борьба не знает ни победителя, ни побежденного. Лишь огромные полости, вымытые в известковых массивах, являются ярким триумфом водной стихии, захватывающим дух зрелищем подземного мира пещер и залов, многочисленных на территории города и его окрестностей.

В исторических летописях нашего времени встречаются названия Апсара, Псирта, Анухарет, Анакопия, Никопсия. В них легко узнаются современные топонимы Псырдзха и Анхуа. А названия Апсара и Анакопия дошли до нас без изменений.

Новый Афон – Анакопия - располагается в центре современной Абхазии, заполняя древнюю пойму реки Псырдзха и окружающие ее возвышенности. Самой знаменитой из них является Анакопийская (Апсарская) гора, заглядывающая в морские горизонты с высоты 345 м. над у. м.. Словно бастион, она уходит своими крутыми склонами в ущелья рек Псырдзха с востока и Мысра (Агаца) с запада, преграждая путь в древнее славное поселение Анхуа и во всю внутреннюю Абхазию. Именно поэтому наши предки основали на этой вершине замок, именуемый нами Анакопийская цитадель.

Северо-восточнее, почти напротив Апсарской горы возвышается лесистая гора под названием Акую или Афонская (550 м. над у. м). 

История этих мест хранит и более древние загадки. Они уходят своими корнями, без преувеличения, в незапамятные времена. Ведь человек пришел на эту землю несколько сотен тысячелетий назад. Его привлекали необыкновенно мягкий климат, удобный рельеф местности, многоводные родники и близость моря. И каждое поколение оставляло плоды своих рук: от каменных орудий до величественных архитектурных сооружений. 

В нашем небольшом городе с его обширными окрестностями достаточно следов человеческой деятельности, чтобы пытливый путешественник самостоятельно проследил всю историю развития человечества…

Давайте мысленно вернемся в далекое прошлое, во времена, когда здесь впервые появился человек. Поселения древних людей были расположены на высоких террасах, окруженных горами, в складках которых скрываются от постороннего взгляда карстовые пещеры, гроты и   навесы, служившие жильем для древнего человека. Самый знаменитый из них - грот Агца, расположенный неподалеку от Нового Афона, в селе Анхуа. На его естественных стенах обнаружены рисунки, древнейшие из которых сделаны 15 – 20 тысяч лет назад, в эпоху древнего палеолита и неолита. Культ пещеры, свойственный в прошлом населению горных стран, являлся одной из самых стойких традиций и у абхазов.

Уже в 6–5 тысячелетии до н. э. на южном склоне Анакопийской горы возникло поселение. Это был новокаменный век в истории Анакопии. На смену ему пришел бронзовый, достигший наибольшего расцвета в родственных колхидской и кобанской материальных культурах…

Многочисленные бронзовые предметы, найденные в окрестностях Анакопии достойно представлены во многих музеях Абхазии и России, они отражают высокий уровень мастерства обработки металла и элементы древнего творчества, по-видимому, связанного с религиозными представлениями наших предков. На топорах поздней бронзы встречаются символические геометрические фигуры, изображения солярных знаков  и  мифических  животных.

Еще сто с лишним лет назад, побывавший в этих местах Антон Павлович Чехов, заметил: «Кто побывал в Новом Афоне и не посетил Иверскую гору, подобен тому, кто был в Риме и не видел в Ватикане римского папу».

Как и перед великим писателем, перед нами предстанут лишь развалины старой крепости. Но некогда это был красивейший и крупнейший город на Черноморском побережье, город-крепость – столица Абхазского царства. Резиденция абхазских царей, окруженная несколькими линиями оборонительной стены, была мощным и неприступным сооружением. Но время, увы, беспощадно. На этой земле нет камня, который не хранил бы следов кровавых побоищ.  Крепость пережила их множество – одно кровопролитнее другого…

Необходимость неприступной крепости для абазгов была очевидной. В первых веках н. э. Западное Закавказье находилось под властью Римской империи. На территории Абхазии появляется ряд крепостей, в которых на постоянной основе дислоцируются римские когорты, главной из которых является Себастополис. К началу 2 века н.э. здесь формируются царства апсилов, абасгов, санигов, зихов, получающие инсигнии власти от императоров Рима. Под влиянием римского могущества устанавливается стабильность и порядок на Черном море, вновь оживает торговля, в которой активно участвуют местные цари. Характер царской власти на этом временном отрезке отличается высокой централизацией, что отвечало интересам могущественного патрона. Местные цари полагались на поддержку римских войск, расквартированных в Абхазии, активно участвовали в транзитной торговле рабами, спрос на которых только увеличивался. Это объясняет устремление правящей элиты под защиту крепких стен. Надо полагать, что Рим санкционировал появление опорных баз– крепостей, в которых располагались местные цари. Последние научные данные свидетельствуют, что цитадель на вершине Анакопийской горы появилась не позже 2 в. н. э., в качестве опорного пункта санигов, занимавших в это время значительную территорию на северо-западе Абхазии. Анакопийская цитадель - одно из наиболее ранних укреплений Абхазии, выстроенных в греко-римской строительной технике. Стены сооружены из гладко отесанных монументальных квадров, выложенных рядами, с чередованием ложков и тычков. Для скрепления квадров использовался известковый раствор. За монументальной каменной оградой располагалось святилище и другие важные постройки.

В 3-4 вв. в Колхиду начинают вторгаться северо-кавказские горцы и кочевые племена готов, гуннов и др. Силы римлян, дислоцированные здесь, используются для защиты периферийных владений Римской империи. Абхазские царства не платили дань Риму, однако обязаны были собственными силами охранять горные перевалы от вторжений с Севера. Гагрская крепость должна была обезопасить край от нашествия северо-запада, Анакопия – с юго-востока. Вплоть до 6 в. государственные образования на территории Абхазии оставалась в подчинении у римлян, которые теперь назывались ромеями со столицей в Константинополе. Только теперь окрестности Анакопии занимали Абасги, вытеснившие либо соединившиеся с санигами, располагавшимися на этой территории ранее. Нам не известны битвы или иные события в Анакопии либо в ее окрестностях, предшествовавшие войне между византийцами и абазгами в 552 году, о которой поведал придворный историк Прокопий Кесарийский. 

Путешествующему морем человеку издали открывается горная цепь, начинающаяся далеко на востоке. Постепенно понижаясь уступами, она опирается на Акую, затем снова стремится вниз, чтобы окунуть свои ноги в морской волне. Это и есть Псырдзха-Гумищхинский массив, описанный византийским летописцем Прокопием Кесарийским в VI в. н. э.  «За пределами апсилов, у входа в Авасгию, есть местность такого рода расположения. Гора высокая и к Кавказу простирающаяся понемногу спадает и, наподобие лестницы склоняя хребет (понижаясь), достигает и кончается у Понта Эвксинского. В нижней части этой горы авасги некогда лагерь мощнейший и широчайший соорудили. Они имели обыкновение здесь искать убежища и защищаться от вторжения врагов, используя трудность непреодолимого места».

Летописец упоминает крепость Трахею, что по-гречески означает суровокремнистая. Именно такой предстала Псирта пред ромейским карательным отрядом, направленным сюда командующим войск Армении и Востока Бесса для покорения отколовшихся абазгов. 

Трахейское сражение 

Начиная с 5 века, между Восточной Римской (Византийской) империей и Сасанидским Ираном шло соперничество за политическое и экономическое господство в странах Передней Азии, бассейнов Средиземного и Черного морей, за овладение торговыми путями, которые вели в Китай и Индию. В международной политике того периода особую роль играло Закавказье, в частности Колхида.

В 6 веке это соперничество вылилось в длительную, кровопролитную войну за утверждение в Колхиде.   Абасгия считалась вассально зависимой от Византии страной.  В 6 в. она состояла из двух областей. Каждая из них имела во главе своего правителя – базилевса.  Чтобы утвердиться в соперничестве с Ираном император Юстиниан (527 – 565) пытался полностью подчинить себе Абазгию. Византийская экспансия в Абазгии начала принимать угрожающий характер, хотя поначалу императорский двор проводил сравнительно лояльную политику по отношению к Абазгии.

С возобновлением войны в Колхиде между византийцами и персами в 542 году римские войска покинули свои базы в Абазгии. Это послужило сигналом к восстанию против поработителей. Абазги свергли царей –тиранов, ставленников Рима, постановили жить согласно законам предков. Однако внешние угрозы принудили абазгов вновь избрать себе царей-предводителей: для западной - Опсита, для восточной - Скепарна.

В качестве союзников было решено взять иранцев. Для установления союзных отношений с ними туда была отправлена делегация. Ее возглавил правитель Абазгии – Скепарна.

Иранский шах Хосрой 1 Аноширван (531 – 579) с радостью принял сообщение об отпадении абазгов от Византии и о желании их стать союзниками Персидской державы. Такой союз укреплял позиции Ирана в важной в стратегическом отношении части Восточного Причерноморья. В результате переговоров между Хосроем и Скепарной был заключен «союз» и договоренность о помощи абазгам в борьбе с византийцами.

Вскоре в Колхиду были отправлены персидские войска под командованием Набеда. Но ситуация вынудила их вскоре покинуть Колхиду.

В результате, Абазгия оказалась одна лицом к лицу с Византийской империей. Естественно, что Константинополь решил сурово расправиться с осмелившимися отпасть от «римлян» абазгами. В 552 г. расстановка сил в театре боевых действий в Лазике начала перевешивать в пользу византийцйев. Юстиниан отдал приказ покарать отпавших вассалов.

Несмотря на то, что Абазгия представляла из себя сравнительно маленькую страну, византийцы считали ее покорение серьезным делом. Кроме того, всем была известна неприступность Трахеи.

Византийский военачальник Бесс Фракийский, по указанию императора Юстиниана, для усмирения абазгов направил довольно многочисленное и хорошо оснащенное карательное войско. Оно состояло из сухопутных и военно-морских сил.  Во главе их были поставлены два опытных полководца – Иоанн и Улигаг. Их кандидатуры были подобраны тщательно: оба считались хорошими знатоками Восточного Причерноморья. Они неоднократно здесь воевали. Иоанн, помимо всего, отличался жестокостью характера.

Прибыв сюда морем, византийские войска высадились у восточных границ Абазгии, у устья р. Гумисты. Это близ нынешнего Сухума. После незначительного привала сухопутные отряды двинулись пешим строем, а моряки на легких судах следовали за войском вдоль берега. Когда они подошли к Трахее близко, то оказалось, что они находятся в невыгодном положении – вооруженные абазги находились над ними.

Начать сражение с невыгодных позиций означало уничтожение войска.  Византийцы вынуждены были отступить. Они решили изменить тактику. Обсудив обстановку, военачальники решили прибегнуть к маневрам. Они оставили часть своего войска на этих позициях, а другую часть опять посадили на корабли, которые под командованием Иоанна вышли в открытое море в северо-западном направлении. Обогнув Трахею, эти силы высадились западнее. Двигаясь теперь уже с северо-западной стороны на юг, они оказались в тылу защитников крепости и устремились на штурм крепости. С юго-восточной стороны продвигались занимавшие первоначально здесь боевую позицию сухопутные отряды во главе с Улигагом.

Абазги, защищавшие Трахею, оказались окруженными с фронтовой и с тыльной стороны. Хорошо вооруженные, численно во много раз превосходящие силы византийцев наступили решительно. Это привело трахейцев в смятение и растерянность. Они почувствовали, что не сумели оказать врагу должное сопротивление и решили отступить, укрепиться внутри крепости и оттуда отражать наступления врага. Однако, в результате стремительного преследования отступавших абазгов, византийским воинам удалось проникнуть в крепость. В результате абазги были побеждены и лагерь- крепость взята. Сражение состоялось у стен абазсгского лагеря Трахея, локализуемого нами в районе современного Орлиного гнезда, напротив Анакопии через ущелье р. Псырдзха. 

Основной удар византийских войск приняли на себя стены Трахеи. Анакопийская цитадель не участвовала в битве, как и городские стены.  Правитель западной Абазгии, военачальник, предводитель антивизантийской войны – Опсита вместе с остатками своих воинов эмигрировал к северо-кавказским гуннам. Византийцы упразднили власть местных правителей и Абазгию подчинили непосредственно Восточноримской империи. 

Вторая оборонительная линия Анакопийской крепости была воздвигнута после Трахейского сражения, как показали современные исследований в последней четверти 6 в. Она состоит из южной, западной и восточной крепостных стен, общей протяженностью 1 км. Самая мощная из них – южная стена. У нее семь башен. Стена начинается у обрыва ущелья р. Псырдзха, пересекая склоны горы и спускаясь ниже, заканчивается над обрывом ущелья р. Мысра. Там находится юго-западная угловая башня и крепостные ворота. Перед воротами крепости была устроена искусственная площадка. Позади главной башни имелся треугольный дворик с мощной стеной и дополнительными воротами. Названные семь башен были расположены через каждые 30-60 м и выступали чуть вперед из стен. Вторая Анакопийская оборонительная линия выстроена в римско-византийской строительной технике и намекает на императорский заказ. Здесь в кладке стен и оформлении проемов используется кирпич. Византийские императоры после заключения вечного мира с Персией в 565 г. принялись укреплять ранние постройки на территории Колхиды. На территории Абасгии были возобновлены разрушенные стены Себастополиса, выстроена вторая оборонительная линия Анакопии, храм в цитадели, которой империи воспользоваться не сумели. Обескровленная постоянными войнами с Персией и другими многочисленными врагами по периметру границ, империя отказывается от размещения гарнизонов на территории Абасгии. Здесь возрождается местная власть, изначально архонтов-правителей, затем царей, а Анакопия с ее двумя линиями обороны становится главным оплотом абазгской государственности. Развитие местной власти от архонства к царству шло параллельно укреплению церковных институтов. Уже к 660 –му году. Церковная организация в Абасгии представлена Архиепископией Абасгии с центром в Себастополисе.  

Во второй половины 7 в. происходит процесс перехода от архонтсва к царству абазгов, под внешним протекторатом Византии.  

Раскопками в районе второй линии обороны найдены весьма интересные предметы и объекты. Среди них – остатки небольшого храма зального типа, который согласно современным данным был посвящен Федору Тирону, печь для обжига извести и керамических изделий, большое количество обломков посуды и строительной керамики, изделий из металла и стекла, свидетельствующие о внешних связях.

Сражение с арабами у стен Анакопии

Арабы, появившиеся на политической арене в 30-е годы 7 века, воспользовались взаимным ослаблением Византии и Ирана. Они за сравнительно короткое время захватили целый ряд стран и народов Ближнего Востока.

В начале 30-х годов 8 века арабский халиф Хишам назначил правителем Закавказья Мурвана ибн Мухамеда 2. Ему была дана 120-тысячная армия. С помощью этой армии он должен был подчинить себе местные народы. В 732-733 гг. состоялась антиарабская коалиция, в которую вошли Византия Хазария и Абсгия. Она была подкреплена династическими браками. Константин Исавр и Константин Абсгский женятся на дочерях кагана Хакасры.

Мурван в течение 732-738 гг совершал разорительные походы в Восточной Грузии, Армении, Албании, против народов гор и Хазарии. И вот, очередная экспедиция арабов в 734-735 гг. была отправлена Мурваном ибн Мухамедом, чтобы покарать данников - Картлийских правителей, пригласивших Хазар, прибывших в 730-м. году в Тбилиси и убивших наместника Джараха.

Арабы приступили к крепости Цихе-Годжи, захватили ее и преследуя бежавших картлийских правителей Мира и Арчила, достигли Анакопийской крепости. Арабы хотели  овладеть Абхазией, установить в этом регионе прочное свое господство, отделить их от Византии и Хазарии. А преследование Мира и Арчила явилось поводом для осуществления этого замысла.

Арабские войска тщетно пытались взять штурмом этот укрепленный город. В Анакопии в это время находилось 3тысячи воинов – 2000 абхазов и 1000 грузин. Но арабы не смогли их одолеть. Немногочисленный противник был мужественным и стойким. Неприступные стены Анакопии сорвали планы арабов. Тогда они решили взять крепость измором. Это тоже оказалось непосильной для них задачей. Защитники крепости отбивали атаки и штурмы во много раз численно превосходящего неприятеля.

Но вот во вражеском лагере внезапно вспыхнула чума. Воодушевленные Божьей помощью защитники крепости атаковали все еще многочисленного, но упавшего духом завоевателя. Арабские войска не выдержали атак объединенных войск, и отступили из Абхазии.

Таким образом, огромным для тех времен войскам Мурвана ибн Мухамеда, «по численности равным темной туче саранчи и комаров», под Анакопией противостояло три, а в лучшем случае пять тысяч абхазов и грузин.  А арабы в то время, кроме численного превосходства, имели хорошее вооружение, они были оснащены всеми видами тогдашнего вооружения, в том числе тяжелой осадной техникой – катапультами, баллистами, стенобитными машинами, зажигательными снарядами (т. н. «греческим огнем» ). А их стальное оружие, которое изготавливалось в Дамаске, славилось во всем мире.

Но кроме божьей помощи есть и другие факторы, способствовавшие победе абхазов. Решающую роль сыграла Анакопийская крепость, ее выгодное стратегическое положение и неприступность, давшая возможность мужественным защитникам крепости выстоять перед страшной силой завоевателей. Система оборонительных линий Анакопии возникла на опыте многих осад.

После этого поражения враг под натиском местного населения вынужден был покинуть пределы Абхазии и Эгриси. 

Победа над арабами у стен Анакопии изменила расстановку сил на международной арене того времени. Коалиция христианских государств во главе с Византией обезопасилась от удара арабов в слабозащищенные тылы с севера, а Византия, надеясь вернуть свое былое влияние в Абасгии, номинирует на власть младшего брата Константина Абасгского Леона, передав ему титул Архонта и наследственное право на территории Зихии, Абсгии, Апсилии, части Эгриси., в нарушение права на престол, закрепленного коалиционным соглашением 732 г. в силу того, что Хазария после жестокого поражения 737 гг. выбыла на время из международной игры, архонт Леон не получил противодействия. Он создает территориально новое государственное образование, добивается создания Автокефальной Абасгской церкви, но царем абасгов так и не становится. Уже в 60-х годах VIII Леон II – сын царя Константина Абасгского, используя восстановившиеся к этому времени силы Хазарии приходит к власти, вопреки установлениям Византийских императоров и объявляет себя независимым царем Абасгии.

Анакопия, вместе со своей знаменитой крепостью, становится резиденцией абасгских царей, одним из значительных экономических, административных и культурных центров всего Западного Кавказа.

Поражение арабов у стен Анакопии положило конец их дальнейшей экспансии на северо-запад и способствовало окончательному объединению соседних территорий от р. Кубани до Лихского хребта и границ Византии на Юге.   

В X в. Абхазское царство достигает своего наивысшего расцвета и становится одним из ведущих государств Закавказья. На постоянной службе у царя находилась конная гвардия в несколько тысяч всадников, закованных в латы. Немногим ранее (в VIII в.) Абхазская православная церковь становится автокефальной с кафедралом в Пицунде. Леониды за все время своего господства  не только не разоряют и не разрушают завоеванные ими области, а, наоборот, «с легкой руки» Леона II, обустраивают их, возобновляют города и храмы, строят крепости, города, монастыри. Все это говорит о высоком уровне культурного развития, на котором находились абхазы того времени. Их продвижение на Восток не было  хищническим напором, а выглядит осмысленной политико-экономической экспансией. Следует отметить выдающиеся памятники зодчества, характеризующие Абхазское царство как экономически мощную христианскую страну. След, оставленный владычеством Абхазии в жизни Западного Кавказа, переживает на несколько веков его золотую эпоху. В объединении разбитого до того на клочки Западного Закавказья, в экономическом и культурном его развитии – неоценимая заслуга Абхазии времен Леонидов. 

Анакопия разрасталась и благоустраивалась в период (9 -10 вв.). Реконструировались старые здания, а оборонительные сооружения совершенствовались дополнительными укреплениями. К рубежу 9-10 вв. город был украшен крестовокупольным храмом на левом берегу реки Псырдзхи, храм в цитадели был перестроен и переосвящен, также подвергся перестройке воротный узел второй линии обороны. В башне были достроены верхние этажи, на четвертом появляется привилегированное жилье с камином, над воротами появляется башенный ярус с подъемной решеткой. Черта города стала доходить до самого моря, где была устроена удобная гавань. Данная строительная деятельность приписывается абхазским царям Константину III (893-922?; 899-929? гг.), его сыну Георгию II (929-960),, внукам Леону III и Дмитрию III. Над левым берегом реки Мысра (Агаца) от привратной башни второй линии протянулась крепостная стена, заканчивавшаяся башней на естественной возвышенности у берега моря. Это сооружение засвидетельствовал в начале ХIХ столетия французский ученый и путешественник Дюбуа де Монпере. Самое раннее изображение Анакопии показывает и приморскую крепость, на месте которой монахи выстроили нижний монастырь.  Здесь он еще застал две башни и крепостные стены. В других источниках авторов ХIХ века можно прочитать о замке на берегу моря. Прибрежная крепость, являющаяся частью оборонительной системы Анакопии, стала третьей линией обороны.

Из ранее существовавшего крепостного комплекса до наших дней дошла только часть башни. Все остальное было разобрано на строительный материал в конце ХIХ века при создании нижнего монастырского комплекса.  Памятник археологически не изучался, его наземная часть разрушена временем и человеком, однако сокрытые в земле артефакты расскажут будущим поколениям о прошедших временах.

В 1240-х годах по внешнеполитическим причинам начинается процесс трансформации Абхазского царства на несколько государственных объединений. Первое это признание власти монгольского хана Батыя. Царство было разделено на две части, западная часть управлялась абхазским царем, который согласно армянскому историку XIII в. Хетуму, был «силен народами и неприступными твердынями, поэтому ни самодержец Азии, ни монголы не могли взять его под свое иго». Восточная часть царства попала под полную зависимость от монголов. С конца 12 века нам не известна строительная деятельность в Анакопийской крепости. Похоже, что растраченная энергия поколений способствовала упадку как государственности, так и строительной деятельности на этой территории. И, оказавшись под внешним негативным воздействием, пришла со временем в полный упадок. 

Первое упоминание о генуэзских факториях на территории Абхазии относится к 1280 году. Генуэзская фактория, расположенная в Анакопии, являлась достаточно крупным торговым пунктом. Об этом свидетельствуют итальянские карты XIV в., на которых в разных формах встречается название Анакопия: Никофия, Никопсия, Анакуфа и даже Анакопия.  Здесь итальянские купцы скупали у местных феодалов рабов, лес, мед, воск, продукты земледелия и скотоводства, полезные ископаемые (серебро). Взамен генуэзцы привозили соль, предметы роскоши, быта, ткани, ковры, вооружение, специи, благовония, драгоценные металлы.

Главной статьей экспорта того времени были рабы. Они вывозились в Золотую Орду и на невольничьи рынки Средиземноморья.

В начале 60-х годов XVв. турки захватили Крым и часть Кавказского побережья, а со взятием Каффы в 1475 г. генуэзская колониальная система в Черноморье прекратила свое существование.

После полувековой борьбы между Турцией и Ираном в 1553 г. был подписан мирный договор, по которому спорные территории были поделены на сферы влияния. Турции досталось все Западное Закавказье, в том числе и Абхазия.

Абхазия управляется   собственными   владетельными князьями из рода Чачба (Шервашидзе), которые постоянно участвуют   в   междоусобных   войнах с соседями, а также противостоят туркам. В середине XVII в. усиливается турецкое владычество, которое приводит к искоренению христианства и распространению ислама суннитского толка, многие абхазские феодалы получают турецкие имена. Процветает похищение людей и работорговля. По этой причине Абхазские прибрежные поселения пустеют. Роль Анакопии, как административного и религиозного центра была утрачена. Нагорная крепость опустела. Лишь в прибрежной крепости расположился турецкий гарнизон, сменивший покинувших Абхазию генуэзцев.

В конце 19 - начале 20 века монахи Новоафонского монастыря развернули бурную деятельность в крепости. Они частично разрушили стены крепости, возле южной стены цитадели построили жилой дом и здание гостиницы. Входную калитку снабдили лестницей, провели сюда дорогу. При ее строительстве они также повредили некоторые элементы второй линии обороны. Тогда же появилось нынешнее название города – Новый Афон, что значит «тихое, беззвучное место». 

Та часть Анакопии, по которой мы с вами совершаем экскурсию, была самой ранней, возникшей под административно-культурным влиянием Рима во 2 в. н.э. Она представляла собой цитадель на возвышенности горы, в длину достигает 83 м, в ширину – 37 м. Стены ее были очень мощными. Они достигали 4-5 м в высоту, а их толщина была более 1м. Их возвели из плотно подогнанных друг к другу известняковых квадров (60х60 см).

Первая линия обороны на южной стене была снабжена входной калиткой с подъемным мостиком на цепях. Она была укреплена двумя башнями с восточной и западной сторон. Эти башни были пристроены к стене изнутри на близком расстоянии.  Ее защищали мощные стены, укрепленные многоярусными башнями. В цитадели их было три, две из них дошли до нашего времени. Утраченная надвратная башня возвышалась над входной калиткой, снабженной в древности подъемным мостиком. В начале 20 века монахи заложили проем, а камень из разрушенной временем башни использовали на постройку дома смотрителя.

Западная башня частично сохранилась. Согласно последним данным она была выстроена в 8 веке, после арабского нашествия и служила, скорее всего, в качестве жилища для церковнослужителей. 

Храм Пресвятой Богородицы

О наличии в цитадели ранних культовых построек говорят множественные свидетельства. Вислая свинцовая печать, найденная на склоне горы, один из таких примеров. На обеих сторонах печати (6 в.) выбиты греческие монограммы с именем эпарха Петра.

В цитадели сохранились стены раннесредневекового храма. С южной стороны к храму примыкает осадочный колодец. Он выдолблен в скале и отделан цемяночным раствором. Колодец этот неиссякаемый, и считается одним из «чудес» нагорной крепости.

Первый храм на вершине Анакопийской горы был выстроен в конце VIв.. и посвящен Пресвятой Богородице.

Позже, в первой половине 10 в. храм был перестроен.

При перестройке древний храм был укорочен по продольной оси, изнутри и снаружи к стенам была приложена новая кладка, фасады облицованы хорошо подогнанными известняковыми плитами, в апсиде два окна из трех были заложены, в интерьере появились пилоны, на которые опирались подпружные арки в кол-ве 7 шт., поддерживавшие новый каменный свод. Единовременно был выстроен южный придел. Сохранившиеся от него углубления в основании южной стены храма наталкивают на мысль, что придел имел мемориальное значение (часовня).

Последние изменения храма производились монахами Новоафонского монастыря в начале XX в.. Тогда были расчищены завалы южного придела храма и смежного помещения с восточной стороны. На остатках стен южного придела была сооружена цистерна для сбора дождевой воды и водосборная терраса над ней. Внутри древнего храма была выстроена часовенка, в алтарном пределе, у восточной стены установлены каменные плиты, являющиеся раннехристианскими памятниками скульптуры и эпиграфическим свидетельством прошлого. Храм Богородицы, как показывают современные исследования был перестроен Абхазским царем Георгий в 930-х гг. Монахи Новоафонского монастыря в начале 20 века соорудили витрину в алтарной части храма, в которой на растворе вмонтировали резные каменные детали, найденные ими на Анакопийской горе. В настоящее время данные детали перемещены в Музей Абхазского царства и представлены в его экспозиции. Там вы можете ознакомиться с ними. 

Восточная башня

Особого внимания заслуживает восточная башня цитадели, донжон – наблюдательный и командный пункт, последний оплот светской и военной знати в случае падения крепости.

Здесь можно было прятать запасы воды и провианта, укрываться долгое время в ожидании помощи со стороны.

Башня представляет из себя четырехугольное строение с наклоненными внутрь стенами толщиной от 2,1 до 1,2 м., достигающее 16 м. в высоту. Она состоит из построенных в два приема четырех этажей с бойницами, окнами и входной дверью.

В начале 30-х годов XI в. в Анакопии укрывались царевна Алда и царевич Дмитрий, сдавшие цитадель греческому гарнизону. Таким образом, город-крепость Анакопия, с прилегающими к нему землями, перешла во владение, и долгое время оставалась в руках византийских императоров. Окончательно время постройки не установлено. Именно в это время, надо полагать, была выстроена восточная башня.

Башня лишена архитектурных изысков – все подчинено ее функциональному предназначению. Она выложена из тесаных известковых блоков больших размеров на известково-гравийно-песчаном растворе техникой бутовой кладки.

Большими фрагментами сохранилась цемяночная обмазка стен первого нежилого этажа. На этом факте основывается предположение, что первый этаж был частично забутован. Здесь, скорее всего, хранились в керамических сосудах запасы продовольствия и воды на случай длительной осады крепости. Запасы воды можно было пополнять в дождливую погоду через какое-то устройство для сбора воды, не дошедшее до наших дней. Собранная вода поступала по каменному лотку, устроенному в толще стены, и поступала в сосуды, закопанные внутри, напротив этого устройства.

Башня завершается смотровой площадкой (главный наблюдательный пункт Анакопии), ее обрамляет парапет и четыре мощных угловых зубца (мерлона).

15 сентября 2006 г. станет памятной датой в новейшей истории Абхазии. В этот день был положен первый камень реставрации на участке стены между 5-ой и 6-ой башнями второй линии обороны Анакопийской крепости. Спустя немного времени, в июне 2007 г. президентом Абхазии С. В. Багапш был положен первый камень реставрации на восточной башне. В 2008 году к 15-летию со дня победы народа Абхазии в Отечественной войне была закончена реставрация памятника, и он был открыт для посещения. Так начался новый отсчет ее древней истории. 

Народная память сохранила множество легенд о неприступности Анакопии, об отваге и мужестве ее защитников. Согласно им лишь однажды хитростью и вероломством нанесли поражение защитникам Анакопии. Случилось это во время царствования Баграта, гласит легенда.

«В смутное время правил царь Баграт. Неприятель тревожил его земли. И жил народ очень бедно, и от того было среди народа большое волнение. А у Баграта был брат, который страшно завидовал своему венценосному брату. Зависть и повела его по пути предательства. Через мать свою, вероломную царицу, начал плести он паутину заговора. Бежал он из царского дворца и укрылся в Анакопии. Но не нашел он поддержки среди местных вельмож и убоявшись гнева венценосного брата, бежал в Константинополь, взяв с собой многие богатства и племянницу начальника крепости Анакопий-пха. Минуло пять или десять лет, прошел по земле Апсны слух, что хочет возвратиться на родину Анакопий-пха, и что везет она дяде своему подарки, ибо вышла она замуж за богатого купца и владеет она несметными сокровищами. Радостью наполнились сердца жителей Анакопии, когда увидели они 10 кораблей, что привезли Анакопий-пха и подарки. Встретил народ ее с великими почестями. И был большой праздник в тот день, с пирами и военными играми.

А под вечер, когда солнце окунулось в море, повелела Анакопий-пха с кораблей подарки перевезти в крепость: на каждой арбе по два огромных сундука. Сундуки эти складывали у высокой башни. Пообещала Анакопий-пха, что завтра будут розданы подарки. И разошелся народ по своим домам. Наступила ночь, все заснули. Не спят лишь Анакопий-пха и ее верные слуги, готовятся они завершить коварный план, который внушил им хитрый брат Баграта. И вот уже они пробираются под покровом ночи к башне, где лежат сундуки с подарками и вскрывают их. А в каждом сундуке по два вооруженных воина. Встают воины, берут в руки факелы. И вот уже их легион. Огласилась тогда крепость Анакопийская боевыми криками и началась великая резня. Крепость была захвачена за один час. Долгие годы она оставалась под властью ромеев…» 

Несмотря на кажущуюся освоенность и изученность, Абхазия и весь Кавказ еще полон тайн и загадок. Вызывают восхищение его рукотворные чудеса – памятники архитектуры и истории. Потрясают воображение природные феномены, связанные с ландшафтами, растительным и животным миром. Новый Афон лишь звено в этой цепи – его многовековая история также хранит еще множество неизведанного, того, что еще только предстоит открыть и изучить. История дальнейшего периода является не менее занимательной. С ней, а также с другими достопримечательностями вы можете ознакомиться на других экскурсионных маршрутах, предлагаемых нашим заповедником.

Так в Музее абхазского царства Вы сможете подробнее узнать историю зарождения и формирования Абхазской государственности на протяжении последних 2000 лет.

Маршрут по историческому ущелью реки Псырдзха раскроет древнейшую историю христианства, ведущую свое начало с апостолов Христа, проповедовавших в Абазгии.

На маршрутах заповедника в кассах продаются научно-популярные издания, подробно освещающие события, связанные с отдельными памятниками истории и культуры, а также исторического города Анакопии-Нового Афона в целом.

Приезжайте вновь, Абхазия раз за разом откроет перед вами свои сокровища.