Очерк-путеводитель

Путеводитель по музею Абхазского Царства 

Абхазия – страна древнейшей истории. Ее многочисленные материальные и духовные памятники культуры свидетельствуют о долгом и непростом пути развития народа, о значительных политических успехах и трагических поражениях. Для любого путешественника Абхазия - страна неповторимой природы, сочетающей контрасты приморской полосы с возвышающимися над ней холмами и величественной грядой гор, подпирающих своими заснеженными вершинами небеса. Этот многоярусный рельеф рассекают многочисленные ущелья с бурными, своенравными реками и временами безводными руслами, наполняющимися бешеными непроходимыми потоками в сезон паводков. 

Абхазия простирается вдоль юго-восточного берега Черного моря от реки Псоу на западе до реки Ингур на востоке, от лазурных вод Черного моря до заснеженных вершин Кавказа. Здесь прослеживаются все климатические зоны – от влажных субтропиков до вечных снегов и ледников.

«Апсны, горы любовно и бережно, как ребенка, прижимают тебя к своей могучей груди, а море гладит волнами, словно ладонями» - поется в одной из песен об Абхазии.

Желающие ознакомиться с прошлым и настоящим Апсны могут посетить Новоафонский музей Абхазского царства.
В сравнительно небольшом зале музея представлены палеонтологические находки, развернута археологическая экспозиция, отражающая этногенез абхазов, его материальную культуру от каменных орудий труда, через эпоху бронзы, мегалитов, античную эпоху к средневековью. Здесь вы сможете узнать об истории зарождения абхазской государственности и ее развитии от времен Рима и Византии до Турецкого владычества и вхождения ее в состав Российской империи; о возрождении государства в Советский период, об Отечественной войне народа Абхазии против Грузии 1992-1993гг., и состоявшемся факте признания независимости 26 августа 2008 года.

В разделе «Этнография» вы узнаете об особенностях быта, хозяйственного уклада и характерных чертах абхазов. Отдельный стенд расскажет о внешних отличиях (типаже) абхазов XIX в. и выдающихся личностях абхазского происхождения.

Представленные в экспозиции реконструкции древнего вооружения и «Абхазской лодки» по рис. Гамба 1826 г. дополнят представления посетителя о нравах, образе жизни и деятельности абхазов.

 Стенд «Старые виды» иллюстрирует Новый Афон и его окрестности в период деятельности Новоафонского Симоно-Кананитского монастыря. Именно на это время приходится знакомство населения Российской империи с Абхазией и ее историей. Царские власти предпринимали активные действия для изучения и популяризации достопримечательностей края.

Палеонтология

Большой Кавказ, некогда выступавший в виде острова среди древних водных просторов, а затем перешейка между Черным и Каспийским морями, претерпел бурную историю геологического развития. Основу Главного Кавказского хребта составляют древнейшие вулканические породы, позднее перекрытые сланцевыми, известняковыми и другими осадочными напластованиями. Сказочно живописны всемирно известные карстовые пещеры Абхазии: Анакопийская, Абрскила. Карстовая пропасть Крубера в недрах массива Арабика пока самая глубокая в мире (2180 м.). В витрине представлены сталагмиты (№10) и пещерный коралл (№11) – натечные карстовые образования из пещер Абхазии.

В Абхазии очень богатая флора, насчитывающая около 2000 видов растений, весьма разнообразна фауна. Здесь часто встречаются ископаемые останки древних животных и растений. Они являются свидетельством эволюции животного и растительного мира на протяжении миллионов лет.

В витрине расположены окаменелости и отпечатки древних морских животных юрского (213 млн. лет назад) и мелового (114млн. лет назад) периодов. Это аммониты и белемниты, позвонки и ребро китообразного, морская звезда, отпечаток рыбы, окаменевший зуб акулы), отпечатки растений и моллюсков, сохранившиеся в осадочных породах.

Среди экспонатов выделяется череп пещерного медведя (№8) из с. Псху, дожившего до мезолитического периода (12 тыс. лет назад). В это время в борьбе за выживание окончательно победил человек. Истребив этот вид, древний человек обжил многочисленные пещеры и гроты Абхазии. В окрестностях Нового Афона, в пещере Акую спелеологи обнаружили место массовой гибели пещерного медведя. Роковая природная случайность или слаженные действия древнего человека завалили вход в пещеру – теперь нам не узнать никогда.

Этногенез абхазов.

Происхождение абхазов и их место среди других народов мира давно интересует исследователей.
Признано: абхазский язык является одним из древнейших и труднейших языков мира. Он вместе с другими близкородственными языками (абазинский, убыхский, адыгейский, кабардинский, черкесский) образует западно-кавказскую (абхазо-адыгскую) языковую группу. Распад абхазо-адыгского праязыка на три основные ветви (абхазы-адыги-убыхи) начался примерно 5 тысяч лет назад. В современной науке широкое признание получила гипотеза о родстве абхазо-адыгских языков с хаттским. Данная гипотеза была впервые высказана в 20-х годах XX столетия швейцарским востоковедом Э. Форрером.

Хатты или протохетты - древний неиндоевропейский коренной народ, обитавший в Малой Азии (на территории современной Турции). На близкое родство хаттов с абхазо-адыгами указывает наличие в их языках целого ряда лексических совпадений, соподчиненных префиксов в структуре глагола, широкого использования различных словосложений, общего суффикса женского рода, суффикса «ра» и элемента «нда» в топономических названиях; ономастики и религиозных культов, совпадения некоторых орнаментальных мотивов и т.д. На хаттском языке в Центральной Анатолии говорили начиная с IIIтыс. до н.э. и самое позднее по 1400 года до н.э. В хаттский союз племен входили почти идентичные по отношению друг к другу племена кашков (протоадыгов) и абешла (протоабхазов). Бытует мнение, что прародиной абхазо-адыгов была Колхидская экологическая ниша и прилегающие к ней северо-восточные области Малой Азии, где во II – начале I тыс. до н.э. проживали родственные абхазо-адыгам кашки-абешла. Возможно тогда и произошло перемещение по побережью через восточнопричерноморский коридор (меото-колхидская дорога) и, далее, через перевалы прямых языковых предков адыгов на северные склоны западного Кавказа. Предки зихов-убыхов при этом заняли нишу между Гагрским хребтом и Туапсе, связанную с соседними территориями труднодоступными тропами. Проабхазские же племена, как первичная часть общности продолжали обитать в Колхиде, где их в лице апсилов, абасгов, санигов и застали античные авторы.

Каменный век


Древнейший период человеческой истории называется палеолитом. В Абхазии палеолит делится на ранний (ашель), средний (мустье) и поздний. В раннем и среднем палеолите жили архантропы и палеоантропы, неандертальцы, а в позднем – неоантропы (человек разумный). В эту палеолита происходило развитие общественного строя от первобытного стада до родового строя.Ашельская эпоха началась в Абхазии около 400 000 лет назад.

Чертой раннего палеолита Абхазии является изобилие кремневых отщепов при небольшом количестве ручных рубил. Ашельская Яштухская стоянка представляла собой грандиозную «мастерскую» для изготовления примитивных орудий – главное из которых кремневое рубило.

Древнейшие палеолитические изделия найдены в Абхазии более чем в 130 пунктах. В окрестностях Нового Афона известно несколько мест. Это стоянка на левом берегу р. Шицквара, стоянка Импруд на Анухвском плато, с природным выходом кремневых пород. Анухвский палеолитический материал нижнего слоя (кремневые пластины, отщепы, рубила, нуклеусы (№1), диски, резцы, резчики, остроконечники, проколки, пилки, ретуш, скребки, скребла и др.) относятся к ашельскому периоду. Верхний слой находок археолог Соловьев Л. Н. относит к среднекаменному времени (90-35 тыс. лет). Основным занятиями мустьерцев были охота и собирательство, изготовление орудий труда. Уже тогда люди научились делать составное оружие – рогатины, копья, дротики. Главным приобретением мустьерской эпохи явилось освоение и использование огня. В это время все большую роль приобретают пещеры, гроты, навесы, которыми богата горная Абхазия и окрестности Афона. Так в пещере Акую были найдены кострища и предметы мустьерской эпохи, а также костные останки пещерного медведя.

В эпоху позднего палеолита в Абхазии (35000 лет назад) началось появление современного человека. Тогда появилась первая общественная ячейка, возглавляемая женщиной (эпоха матриархата). Агцинский грот, расположенный на высоте 30 м. обрыва скалы в с. Анхуа сохранил наскальные изображения этого времени.
Мезолит 12000 – 7000 лет до н. э.

В этот период появляются микролиты, которые использовались в качестве наконечников и вкладышей в костяную или деревянную основу. Появление лука и стрел – одно из важнейших изобретений мезолита. Общины дробятся и становятся оседлыми. Для рыболовства люди используют костяные гарпуны и стрелы, появляются в Абхазии изделия из обсидиана – вулканического стекла. Это первые свидетельства налаживания обменной торговли с соседними территориями. Прогрессивное развитие человеческих коллективов привело к укреплению племенной организации. В витрине под №3 представлены наконечники дротиков, кремневая и костяная проколки, резцы, скребок этого периода из с. Анхуа, массивные молоты (№10).

«Неолитическая революция» в Абхазии (6000-4000 лет до н. э.) заключается в появлении производящих форм хозяйства (скотоводство и земледелие). В Абхазии для неолитических орудий часто использовалась морская галька. Осваивается шлифование, пиление и заточка. В это время появляется каменный топор и первая керамика. Земля обрабатывалась каменными мотыжками.

Неолит – время расцвета матриархата. На территории Абхазии известно до 20 пунктов неолитического времени. В витрине представлены материалы из Кистрика – самого крупного неолитического поселения Кавказа. Это заготовки топоров, пращевые шары, терочник (№11), каменные мотыги (№ 7), тесла (№6), кремневый и костяной наконечник стрелы. А также молот (№8) с просверленным отверстием.
Эпоха, когда появились изделия из меди, называется энеолитом. Для Абхазии этот период соответствует 4 тыс. до н. э.

Эта эпоха в витрине представлена круглодонной, расписной и лощенной керамикой из Гвандры (№13), чаша (№12, с. Мрамба). Потрясающими предметами являются каменные полированные браслеты из Гвандры (№9). В это время преобладают каменные изделия, лишь изредка появляются изделия из меди, изобретается колесо, по-прежнему почитается культ матери-прародительницы.

На территории Нового Афона обнаружены материалы неолитической и энеолитической эпохи. Вдоль второй линии обороны Анакопийской крепости также были обнаружены каменные орудия и грубая керамика. Энеолитический материал представлен каменными орудиями из грота Ахупшка, из раскопа на приусадебном участке Смыр Г.Ш.

Эпоха бронзы


Бронзовый век делится на три периода – ранний, средний и поздний.

Ранняя ступень бронзовой культуры следует за энеолитическим временем и начинается с момента изобретения горячего литья (металлургии). Башкапсарские медные рудники функционировали с 3тыс. до н. э. В витрине представлены слитки бронзы (№14).

В это время появляется в Абхазии деревянная соха и гончарный круг.
Ранний бронзовый век представлен в Абхазии очамчирской и дольменной культурами. Исключительное место среди древностей Кавказа занимают дольмены.

Дольмены (III – сер II тыс. до н. э.) – монументальные погребальные сооружения. Обычно они состояли из нескольких огромных каменных плит, поставленных вертикально и перекрытых массивной горизонтальной плитой. По своим конструктивным особенностям и по размерам абхазские дольмены выглядят наиболее древними на Кавказе. Они принадлежат к распространенному на Западном Кавказе типу, представляющему собой четырехугольный каменный ящик трапециевидной формы. Передняя вертикальная плита имеет небольшое круглое или овальное отверстие, которое затыкалось притертой каменной пробкой. Общее число выявленных абхазских дольменов достигает 60. Иногда они имели каменные ограды – кромлехи. Дольмены продолжали бытовать и в период средней бронзы. Древнейшие образцы дольменных топоров представленны в нашей витрине.

В более позднее время бронзовой эпохи для «вторичных захоронений» использовались большие колоколообразные кувшины - оссуарии.

Урновые погребения из селений Нижняя Эшера и Приморское, между которыми расположен Новый Афон, подтверждают также, что у древних колхов, ещё в эпоху т. н. колхидской бронзы существовал вторичный обряд захоронения. Об этом свидетельствуют античные писатели Геродот и Страбон.

Путешественники, посетившие Абхазию в разное время, отмечали, что обряд воздушного захоронения сохранился у абхазов и в позднее средневековье. Так Арканджело Ламберти, живший в Мегрелии в качестве миссионера 18 лет (1635-1653), писал, что у абхазов есть замечательный обычай: «покойников не хоронят, но вешают на деревья, помещают их в выдолбленные деревянные колоды, служащие гробом и привязывают их с помощью виноградной лозы к верхушкам деревьев, тут же вешают все оружие, которое покойник употреблял на войне».

Аналогичную картину застает турецкий путешественник Эвлия Челеби (1641). Об этом абхазском обычае погребения писал и грузинский географ царевич Вахушти.

В дольменах, кромлехах и пещерах обнаружено большое кол-во изделий из мышьяковистой бронзы: вислообушные вытянутые, изогнутые топоры (№7), медные кинжальные клинки, крюки для выемки горячего мяса, булавки и украшения. Глиняная посуда представлена миниатюрными копиями бытовой керамики. Ее использовали при обряде «кормления души» усопшего. В это время основная часть общества начинает перестраиваться в сторону патриархальных отношений.

Древнеабхазские солевары позднего бронзового века. (II – сер. I тыс. до н. э.)

В ряде приморских пунктов абхазского побережья были обнаружены следы соляного промысла. Морская вода наливалась в небольшие ванночки - четырехугольные глиняные сосуды, которые лепились в какой-то жесткой форме (яма в земле или углубления в дереве), а оттуда они вынимались при помощи предварительно положенной туда ткани. Отсюда и названия поселений – «селища с текстильной керамикой». Соль выпаривалась естественным путем на солнце, или искусственно на огне. Тогда сосуды ставились на специально приготовленные глиняные столбики (представлены в витрине). Существует и другая интерпретация применения глиняных столбиков. Некоторые ученые считают, что они имели ритуальное значение и служили для отправления какого-то древнего культа (фаллического или морского божества).

Поздний бронзовый век в Абхазии.

Со временем, способы изготовления топоров совершенствовались. Топор приобретает боевое и ритуальное назначение. Немало экземпляров, найденных в т. ч. в селе Анхуа, украшены насечкой; встречаются символические геометрические фигуры, изображения солярных знаков, а также животных, среди которых часто встречается изображение мифического животного (собаковолк или пантера) и змеи.

Родственные колхидская и кобанские культуры богато представлены во многих ведущих зарубежных музеях материалом из Абхазии (Эрмитаж: ритон, всадник, топор, наконечник копья).

В период поздней бронзы территория Абхазии входила в «колхидско-кобанскую металлургическую провинцию», ареал которой совпадал с ареалом распространения абхазо-адыгских племен от Геленджика до Орду (Турция). Пиковым периодом являются VIII - VII в. до н.э., и в это же время зарождается заря великой эпохи железа. Характерными чертами «абхазского варианта» являются бронзовые боевые, парадные, гравированные стальным резцом топоры (№8), разновидные кинжалы, дугообразные фибулы – застежки (№3), пластинчатые пояса, бронзовые наконечники копий и стрел (№2,1), бронзовые сосудики, скульптурки животных, браслеты, предметы обихода и украшения (№3) - частые находки на территории Анхуа и Анакопии, в местах расположения крепостей и поселений античного и более раннего периодов.

На горных склонах северо-западной Абхазии найдено более двадцати древнейших уникальных горнорудных шахт со сложными многоярусными ответвлениями. Не случайно, выдающееся место в языческом пантеоне Богов у абхазов занимало божество Шашвы, покровительствовавшее металлургии и являвшееся в свою очередь свидетельством большой традиции металлургического производства в прошлом.

Ярким образцом кобанской культуры является представленный в музее бронзовый котел из с. Анхуа (VIII в. до н.э.). К кобанской культуре относится и пояс с бараньими головками, найденный в Куланырхуском могильнике (VIII-VII в.в. до н. э.).

В этой же витрине экспонируются замечательные бронзовые браслеты (№11). По мнению ученых, люди их носили на ногах, выражая тем самым определенный социальный статус. Примечательно, что ранее наши предки носили схожие по размерам каменные ножные браслеты (представлены в предыдущей витрине). Является ли это случайностью, или доказывает культурную преемственность, пронесенный сквозь века обычай, столь странный для современного человека?

Античность VI в. до н.э. – V в. н.э.

Выходцами из Милета в VI в. до н. э. были основаны города колонии Гиенос, Диоскуриада и Эшерское городище. Между греками поселенцами и местными жителями происходил обмен товарами, что приводило к взаимному культурному влиянию. Греки привнесли уклад городской жизни и связанную с ним государственность, связали окрестные общины гениохов в единую систему экономических связей. Уже в 5-4 в.в. до н. э. становятся популярными привозные глиняные чернолаковые сосуды, бронзовые аттические шлемы, щиты, ситечки, перстни, янтарные дисковидные, хрустальные граненые, сердоликовые бусы и туалетные принадлежности (№4,5). В городах-колониях концентрируется ремесленное производство, обеспечивающее и местное население. Вблизи берега Нового Афона, на морском дне были найдены амфоры и др. предметы, подтверждающие торгово-экономические связи с различными центрами античного мира.
В витрине представлена пинтадера (№6) – глиняная печать из с. Куланырхва с изображением проросших веточек. Такие штампы накладывались на священные хлебцы, которые пеклись в честь божества во время общинных молений с жертвоприношениями.

У подножия Анакопийской горы находился и частично был раскопан археологом А. Н. Греном позднеантичный могильник («Сушка»). Там были обнаружены янтарные дисковидные, хрустальные граненые, сердоликовые, каменные, стеклянные бусы, бронзовые и серебряные крестовидные фибулы, бронзовые диадемы с ромбическими концами, серебряные серьги, серебряные пуговицы, бронзовые пряжки, бронзовое зеркало, браслеты. Там же находились и остатки стеклянных и керамических сосудов, мечи, ножи, топоры с молоточковидным обухом, железные наконечники копий и стрел.

Эпоха железа

Железные изделия в Абхазии появились в VIII в. до н. э.. Это оружие, орудия труда и предметы быта. В VII - VI вв. до н. э. в Абхазии научились целенаправленно, с помощью цементации, превращать железо в сталь, которая могла воспринимать закалку. В это же время ни греки, ни скифы не использовали закалку. Начинает проявляться военно-земледельческая дифференциация местного населения. К этому вели объективные предпосылки эпохи. Противостояние Рима и Понтийского царства в конце II в. до н. э. не обошло стороной Абхазию. Диоскурия оказала поддержку Понтийскому царю Митридату VI Евпатору, за что получила автономию. Нестабильная международная ситуация вынуждала население вооружаться. Потому такое изобилие холодного оружия в могильниках Абхазии того времени. Приход и утверждение римлян в Абхазии в конце I в. до н. э . еще более ускоряло процесс милитаризации.

В III - IV вв. в Колхиду начинают интенсивно вторгаться северокавказские народы и кочевые племена готов, гуннов и др. Возникает необходимость создания в Восточном Причерноморье системы римских крепостей, охранявших империю от вторжения врагов со стороны моря и прибрежной части. В начале империя цеплялась за узкие прибрежные участки, а затем проникала во все сферы жизни местных племен, приспособляя их возможности к выполнению своих тактических задач.

Уже в I в. н. э. местные племена, жившие вокруг Понта и Меотиды, держались в подчинении тремя тысячами гоплитов и 40 военными кораблями. Это позволило создать «Понтийский лимес», важным звеном которого стал Себастополис. Прибрежными крепостями-кастеллами римлян на территории Абхазии были также Питиунт и Зиганис (втор. пол. II в. н. э.).

Следующим этапом укрепления римского владычества стало создание внутреннего «Кавказского лимеса». Однако для этой цели римлянам пришлось способствовать созданию местных государств, возглавляемых местными царями. По сообщению Плиния и Флавия Арриана в начале II в. н.э. территорию современной Абхазии населяли древнеабхазские племена абазгов, санигов, апсилов. Они составляли отдельные княжества (царства) во главе с царями Рисмагом, Спадагом и Юлианом. Все эти государственные образования зародились под влиянием Римской империи, местные цари утверждались во власти римскими императорами, перед которыми несли воинскую повинность. В их обязанности входила охрана караванов, идущих с товарами из Индии и Китая через горные перевалы Абхазии.

Империя способствовала усилению централизованной власти на местах, оплачивала строительство предгорных и горных крепостей, выплачивало денежные субсидии местным гарнизонам за охрану своих границ.
Крепости Цебельдинской долины, Дала, Хашупсы, Трахея, выстроенные в III-IV в.в. н.э. охраняли перевальные торговые пути на Северный Кавказ. Вокруг них образовывались большие общины, занимавшиеся охраной, торговлей, земледелием, скотоводством. Поселения все больше приобретали городской облик. Патриархальные семьи родового поселения были равноправными. В социальном отношении в таких поселениях господствовали основные черты родового строя на его высшей стадии – «военной демократии». Поэтому каждый мужчина был воином, даже кузнецы – особо почитаемое сословие в Абхазии.

На вооружении древнеабхазских воинов были дамасские мечи, метательные топоры, копья и дротики.
В витрине представлены предметы: разнообразные наконечники стрел (№3), акинак скифского времени (V в. до н. э.) под №4 из с. Тамыш. Мечи из с. Ачмарда (№6), навершие из горного хрусталя из с. Куланырхва, наконечники копий (№1), дротиков (№8) и боевые топоры (№9) из с. Куланырхва и с. Цебельда относятся к позднеантичному времени. Примечательно, что боевые топоры входили в снаряжение абхазского воина наряду с мечом и копьем вплоть до зрелого средневековья. Считается, что наконечники дротиков и стрел широколистной формы преимущественно использовались для охоты.

В это время преобладают могильники с богатым погребальным инвентарем, что свидетельствует о языческой вере местных племен. В витрине под №10 представлены погребальные керамические сосуды, предназначенные для кормления души покойника.

Абхазская государственность

По сообщению Плиния и Флавия Арриана в начале II в. н.э. территорию современной Абхазии населяли древнеабхазские племена абазгов, апсилов, санигов, мисимиан. Они составляли отдельные княжества (царства) во главе с царями Рисмагом, Спадагом и Юлианом. Все эти государственные образования зародились под влиянием Римской империи, местные цари утверждались во власти римскими императорами, перед которыми несли воинскую повинность. В их обязанности входило также охрана караванов, идущих с товарами из Индии и Китая через горные перевалы Абхазии.
К первым векам нашей эры относится и проникновение христианства в Абхазию, которая явилась первым ее оплотом на Кавказе, ибо самая древняя здесь христианская епархия – с кафедральным храмом, украшенным мозаичным полом, - была основана в Питиунте (совр. Пицунда). Епископ Питиунта Стратофил был участником Первого Вселенского собора, проходившего в 325г. в г. Никее. Тремя веками ранее в Абазгию пришли проповедовать апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит со своими учениками. Спустя время апостол Андрей ушел проповедовать на север, к родственным абхазам джигетам, а Симон Кананит обосновался в ущелье реки Псырдзха, в природной пещере.

В IX веке, на месте погребения святого апостола был выстроен крестовокупольный храм. В экспозиции музея представлены фотографии и других храмов, построенных в «золотую эпоху» Абхазского царства.
С переносом столицы Римской империи в Константинополь усиливается военно-политическое, экономическое и культурное римско-византийское присутствие в Абхазии.

Абхазские племена вели непрерывную борьбу за свою независимость. Особо упорный характер она приняла при византийцах. Ярким примером самоотверженной борьбы абазгов против византийцев является Трахейское сражение (550 г. н.э.), описанное современниками событий, историками Прокопием Кесарийским и Агафием Миринейским. Византийцы жестоко подавили восстание абазгов, упразднили власть местных правителей, саму Абазгию подчинили непосредственно Восточноримской империи – ввели в Понтийский диоцез.
В 555 году византийцы жестоко подавили восстание миссимиан (крепости Буколос-Бухлоон, Тсахар), которые также выступили против несправедливых притеснений.

Процессу возрождения абазгов способствовало появление арабов на политической арене в 30-е годы VII века, которые, воспользовавшись взаимным ослаблением Византии и Ирана, за сравнительно короткое время захватили целый ряд стран и народов Ближнего Востока. Абхазские племена консолидируются, создается Абхазское княжество, оно лишь вассально зависит от Византии.

С VII в. до последней четверти VIII в. Анакопия, вместе со своей знаменитой крепостью, является резиденцией царей, одним из значительных экономических, административных и культурных мест всего Западного Кавказа.

В первой половине VIII в. до столицы Абазгии дошли полчища арабов, захватившие значительную часть Закавказья. В это время в Анакопии у правителя Абазгии Леона I скрывались картлийские цари Мир и его брат Арчил.

Поражение арабов у стен Анакопии положило конец их дальнейшей экспансии на северо-запад и способствовало окончательному объединению древнеабхазских племен, образованию независимого раннесредневекового Абхазского царства. К VIII-IX в.в. относится и формирование единой абхазской народности. Столица Абхазского царства, после расширения ее восточных границ до Сурамского хребта, переносится из Анакопии в г. Кутаис. Леон II разделил созданное им царство на 8 воеводств: Абхазское, Цхомское, Бедийское, Гурийское, Рача-Лечхумское, Сванетское, Аргветское и Кутаисское. Реконструкция портрета Леона II представлена в экспозиции музея.

В IX-X в.в. Абхазское царство достигает своего наивысшего расцвета и становится одним из ведущих государств Закавказья. На постоянной службе у царя находилась конная гвардия в несколько тысяч всадников, закованных в латы. Абхазская православная церковь становится автокефальной с кафедралом в Пицунде. Леониды за все время своего господства не только не разоряют и не разрушают завоеванные ими области, а, наоборот, «с легкой руки» Леона II, обустраивают их, возобновляют города и храмы, строят крепости, города, монастыри. Все это говорит о высоком уровне культурного развития, на котором находились абхазы VIII и последующих веков. Их продвижение на Восток не было хищническим напором накопившего силы соседа, а все же выглядит осмысленной политико-экономической экспансией. Следует отметить выдающиеся памятники зодчества, характеризующие Абхазское царство как экономически мощную христианскую страну. След, оставленный владычеством Абхазии в жизни Западного Кавказа, переживает на несколько веков его золотую эпоху. В объединении разбитого до того на клочки Западного Закавказья, в экономическом и культурном его развитии – неоценимая заслуга Абхазии времен Леонидов. Доказательством развития металлообрабатывающего ремесла в этот период, служат археологические находки, это серповидные пилы, применявшиеся в сельском хозяйстве для расчистки полей, ножи, ножички, ножницы, сошники, топоры, наконечники стрел, стрелы, долото и многое другое. В витрине «средневековье» представлены эти находки.