Прибрежная 4 линия обороны. Издание 2013 года.

За VII веков до Рождества Христова Милетские выходцы основали колонии на берегах Абхазии и производили торг через Закавказский край с центральною Азией и Индией, с различными центрами древней Греции. Важнейшие колонии были: Питиус (Пицунда), большой город во время Страбона; Зуфу (ныне Лыхны); Анакопия, она же Никопсия (ныне Новый Афон); Севастополис (ныне Сухум); Фазис, Илори, Бедия и другие. Колонии эти были вольные города и управлялись собственными властями до тех пор, пока они не подпали под власть Понтийского царя Митридата за 100 лет до н.э.  
  
С начала нашего летоисчисления Новый Афон в исторических документах чаще всего фигурирует как древняя Анакопия – по названию мощного оборонительного пункта на вершине горы Апсара (345м над уровнем моря), ставшего первой линией обороны этой цитадели.
  
Об относительно высоком уровне материальной культуры жителей Анакопии того периода говорят обнаруженные там же и относящиеся к III-IV вв. н. э. бронзовые кольца, оригинальная бронзовая статуэтка – фигурка козла, а также стеклянные бусы. В дальнейшем (IV-VI вв.) Анакопия сделалась резиденцией правителей Абхазии и город был защищен уже двумя линиями укреплений.
  
Освобождение в ХI в. «главной крепости Абхазии» Анакопии от византийского владычества Георгием II в грузинской летописи отмечается как важное событие в истории абхазского народа. В это время Анакопия благоустраивается. Реконструировались и старые здания, а оборонительные сооружения совершенствовались дополнительными укреплениями. Черта города стала доходить до самого моря, где была устроена удобная гавань. Весь город обнесли новой оборонительной стеной, проходящей вдоль берега. Эта стена, ныне почти вся разрушенная морским прибоем, являлась четвертой линией обороны Анакопии. (Пач.стр.165)  
  
В ХI веке, в царствование Абхазо-Имеретинского царя Давида-возобновителя, в 1089-1130 гг. весь абхазский берег был покрыт цветущими торговыми городами и монастырями, а прилежащие горы - укрепленными замками и церквами.  
  
Монастырь был построен в районе, где эллины, римляне, византийцы и генузцы имели свои города и крепости, называвшиеся Анакопией, Никопсией, Анукуфой (?). Город служил резиденцией с половины VI по конец VIII вв. византийским правителям, с конца VIII по середину IX вв. абхазским царям, с середины IХ до конца Х вместе с Кутаисом – им же. (Кудрявцев стр.38).  
  
В хронологии событий мы не имеем указаний на год появления генуэзцев (или венецианцев) в Абхазии и на год основания первых колоний. Однако по разным данным генуэзцы были хорошо знакомы с Абхазией и ее портами ещё в ХШ веке. Уже на карте Петра Висконти, изданной в начале ХIV века, мы находим вполне точные и, видимо, проверенные названия по всей стране.  
  
Новый Афон, как центр туризма, очень молод. Но местность эта имеет богатую историю, уходящую в глубь тысячелетий.
  
На месте современного Нового Афона находилась колония Генуэзской республики - Никофия (?) (Nicofia) на реке того же названия (flum de aicofia). От этой колонии достаточно хорошо сохранилась Генуэзская башня в углу между устьем реки Псырдзхи и морем. Известный французский путешественник Ф. Дюбуа де Монпере в 30-х годах ХIХ века застал здесь еще две башни и стены. В других источниках авторов ХIХ века можно прочитать и о замке на берегу моря, представлявшем собою башню с четырьмя выступами по углам.  
Когда мы смотрим на рисунки «устрояющейся Ново-Афонской обители на Кавказе в Абхазии в 1977 году», то хорошо видим угол Генуэзской башни с фасадом из белого известняка без соблюдения порядовки на фоне развалин древней приморской стены. На рисунке 1885 года с изображением Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря с южной стороны башня «во весь рост» видна со стороны моря своим южным и частично западным фасадами.

Полагают, что генуэзская торговая фактория (ХIII в.), расположенная в теперешнем Новом Афоне и известная под именем Каво-ди-Гиро, являлась достаточно крупной. Здесь итальянские купцы скупали у местных феодалов лес, мед, воск, продукты земледелия и скотоводства и, особенно, живой «товар» - рабов. Взамен генуэзцы привозили местному населению оружие, предметы быта, роскоши, ремесленного производства. Логично предположить, что нижний крепостной комплекс с более поздней Генуэзской башней являлся четвертой линией обороны древней Анакопии и был построен в период расцвета Абхазского царства (Х-ХI вв.). Из ранее существующего крепостного комплекса до наших дней дошла (часть ?) башни. Все остальное было разобрано как строительный материал при создании нижнего монастырского комплекса в конце ХIХ века. Памятник археологически не изучался.  
 
Башня – двухэтажное, в плане прямоугольное здание с округлыми углами, массивные стены которого сужаются кверху. Фасад выполнен из известняка без соблюдения порядовки. В ноябре 1875 г. с Афона на Псырдзху прибыл иеромонах Иерон (позже архимандрит настоятель Ново-Афонской Симоно-Кананитской обители) и расположился с прочими монахами на временное жительство в Генуэзской башне. В 1876 г. башню разделили на два этажа: «в нижнем устроен склад разных монастырских вещей, а в верхнем 4-ре комнаты с коридором, портиком и балконом к морю для почетных посетителей обители. Верх башни украшен зубцами, крыша покрыта железом и увенчана шпицем для поднятия сигнального флага проходящим пароходам». Первоначальный вход в башню со стороны моря заложен, что хорошо видно на южном фасаде. Новый вход в башню прорублен в западной видимой её части. Изменены окна, кровля; в настоящее время внутри башни снято междуэтажное перекрытие и устроена большая лестница на второй этаж. В этой гостинице в 1888 г. останавливался А. П. Чехов, а в 1922 г. К. Паустовский и И. Бабель.