Культура вне закона

В эпоху, когда в правовом государстве именно закон определяет и регламентирует способы развития той или иной сферы жизни, необходимо иметь четкое и понятное законодательство и в области Культуры. И ни одно современное общество не способно похвалиться культурными достижениями, если у него отсутствует законодательство в этой области. Можно долго говорить непосвященным о том, что дают законы, как они способствуют развитию, вне зависимости от политической конъюнктуры времени. Однако, я обращаюсь к посвященным, и сразу перейду к сути вопроса.

Основным законодательством в области культуры являются: Закон об историко-культурном наследии страны, закон о Музейном деле и музейных Фондах. Их дополняют другие законы и положения: О народных художественных  промыслах, О некоммерческих организациях, О библиотечном деле, О творческих союзах и др.. Смысл этих законов расширяют и регламентируют дополнительные законодательные акты (указы Президента, постановления Кабинета Министров, и отдельных ведомств в рамках их полномочий).
Мы же сильно отстаем в области законодательных актов от Российской Федерации, в которой тоже не все благополучно.

К примеру, на сегодняшний день в р. Абхазии действует Закон об историко-культурном наследии Республики Абхазия, подписанный Президентом Р. А. Ардзинба В. Г. 23 февраля 1998 г.

Насколько этот закон соответствует нуждам сегодняшнего дня, не приходится говорить. За прошедшее время изменились условия существования и деятельности государственных органов в области охраны и использования наследия, хотя не все положения этого закона оказались востребованными или выполнимыми.

Действующий Закон носит больше декларативный характер, в нем не прописаны основы хозяйственной деятельности субъектов, статус и полномочия государственных учреждений, создаваемых Управлением на местах и многое другое. Даже понятийный аппарат не достаточно полон, чтобы отражать реальность времени, в котором мы находимся.

Закон принимался в условиях, когда республика выживала, сегодняшняя ситуация отличается в корне, налицо развитие экономических отношений, различными способами соприкасающихся с культурной сферой. В первую очередь это имущественные отношения по отношению к объектам историко-культурного наследия и земельных участков, находящихся под ними, достопримечательных территорий и памятников природы, которые, несомненно, должны быть отнесены в сферу охраны и использования.

В силу сложившихся обстоятельств в 2005 г. под руководством ННИКЗ «Анакопия» был разработан проект нового закона об историко-культурном наследии в Р. А. http://afon-abkhazia.ru/asledie_abkhazia/108/

С тех пор он находится в Комитете по культуре Парламента Р. А. и в Администрации Президента. Возможно, что какие-то его нормы устарели за прошедшее время, необходимо организовать его обсуждение и доработку с их учетом.

Хотелось бы поздравить наших российских коллег с принятием поправок в Федеральный закон  Р. Ф. О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации от 26.05.1996г. № 54, благодаря которым музеи-заповедники получили понятное законодательство.

В процессе обсуждения изменений к закону были учтены различные мнения всех сторон.
Речь идёт о налоговых послаблениях тем, кто вкладывает деньги в реставрацию культурных объектов, а также изменениях в Градостроительном кодексе, которые разграничивают понятия «капитального ремонта» и «реконструкции памятников».

Помимо этого, теперь необходимо будет проводить государственную историко-культурную экспертизу перед тем как начинать реставрационные работы, затрагивающие конструктивные элементы памятника истории культуры. Кроме того, государство, по новому законопроекту, освобождает реставрационные и археологические работы от НДС. Важно, что в проекте закона чётко прописаны ограничения собственников и владельцев памятников истории и культуры и указаны требования к сохранению, содержанию и использованию объектов культурного наследия. Но главное достижение рабочей группы – чёткое определение земельных границ памятников истории и культуры. Это позволит сохранить земли российских музеев-заповедников, которые сегодня по-прежнему доказывают своё территориальное право на существование.

ГРИГОРИЙ ИВЛИЕВ, председатель Комитета Государственной Думы по культуре:

«Законопроект с масштабными поправками в Закон №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» действительно очень большой и сложный. В нём прописано множество самых разных норм. Но все они направлены на одно – сохранить наше историко-культурное наследие и создать все условия для того, чтобы в этот процесс было вовлечено всё гражданское общество, чтобы в сохранении памятников истории и культуры были заинтересованы и частный бизнес, и государство.

Предлагаемые изменения должны обеспечить три главных условия: приспособление части культурных объектов к современному использованию, обязательное сохранение предметов охраны, а также самих памятников архитектуры. В разработанном нами законопроекте мы не меняем понятийный аппарат действующего Закона №73-ФЗ, но более детально прописываем все нюансы, которые сегодня существуют на практике. Прежде всего, нам нужно было ужесточить требования к собственнику по сохранению, реставрации объекта культурного наследия. Поэтому, в том числе, и была введена норма, по которой сведения о памятнике вносятся в государственный кадастр недвижимости.

Мы тщательно прописали механизм признания сделки ничтожной, если собственник не соблюдает наложенные на памятник обременения. http://afon-abkhazia.ru/developments/480/

Здесь можно посмотреть изменения в Федеральный закон: http://afon-abkhazia.ru/developments/482/, принятые 23 февраля 2011 года, №19-ФЗ

Возвращаясь к нашей ситуации вынужден констатировать, что у нас нет закона О музейном фонде и музеях в Республике Абхазия, основного в музейном деле. Проект такого закона лежит в Парламенте неопределенное время.

С другой стороны мне хотелось предостеречь депутатов от ускоренного принятия этого закона, потому что он не прошел обсуждение в музейном  и интеллектуальном сообществе, которое обозначилось за последнее годы. Обсуждение должны инициировать в Комитете по культуре Парламента Р. А. и конечно соответствующее министерство, только так мы получим внятный закон, способный быть полезным в наших условиях.

А. Аргун, директор ННИКЗ «Анакопия»