«Особенности объектов средневековой архитектурной пластики из Анакопийской крепости в общекультурном контексте Византийской ойкумены».

Статья 

  Аргун А.В. 

АбИГИ им. Д. Гулиа АН Абхазии, г. Новый Афон

          
Проведенное исследование нацелено на определение функционального назначения и первоначального местонахождения объектов архитектурной пластики, большая часть из которых украшали раннесредневековые христианские постройки в Анакопийской крепости, на выявление их композиционных особенностей и историко-культурных связей с соседними регионами Византийской ойкумены: Северным Кавказом и Крымом.

Впервые сведения об Анакопийских плитах приводят Архимандрит Леонид (Каве- лин, 1885.) и П.С. Уварова (Уварова, 1894. С. 7-34). Первый профессиональный перевод эпиграфических памятников Анакопии вышел в своде В. В. Латышева (Латышев, 1911. С. 189). Археолог М.М. Трапш (Трапш, 1975. С. 104. рис. 35) опубликовал рельефы из раскопанного им храма у второй линии обороны. Л.Г. Хрушкова (Хрушкова, 1980. С. 26-32) предложила определения для части плит. Авторы издания «Искусство Абхазского царства VIII-XI веков» (Агумаа, Белецкий, Виноградов, Ендольцева, 2011) частично исследовали храмовое зодчество Анакопии, представили каталог каменных рельефов и уточненные переводы эпиграфических надписей Анакопии.

Раннехристианские памятники архитектурной пластики и эпиграфики из Анакопийского храма представлены деталями и фрагментами в количестве 102 шт. (рис. 2), из которых 82 предмета отнесены нами к раннесредневековым объектам Анакопии. Большее число исследованных объектов архитектурной пластики представлено декоративными резными орнаментами, сгруппированы нами по технике исполнения и узорам и отнесены к 3 храмам Анакопии.

Два Анакопийских храма длительное время находятся в научном обороте. В крепости существует еще один храм, расположенный на восточном гребне горы, который прежде не был предметом исследования (рис. 1, № 3). Самой ранней церковной постройкой является храм базиликального типа в цитадели (рис. 1, № 1). Время основания храма цитадели и его реконструкции исследователями в основном относятся к VII в. и XI в. (Башкиров, 1926. С. 55; Трапш, 1975. С. 88-148; Леквинадзе, 1968. С. 102-104; Хрушкова, 2002. С. 193). За основу времени перестройки была взята греческая надпись на плите престола, которая якобы была найдена за алтарной частью храма цитадели в 1866 г. (И.Н., 1899. С. 119-122). Исследователи доверились сообщению арх. Леонида, который черпал сведения у монахов. К XI в. относят реконструкцию храма Д.В. Белецкий и А.Ю. Виноградов (Белецкий, Виноградов, 2011. С. 83-86). Позже они пересмотрели время реконструкции на середину X в. (Виноградов, Белецкий, 2015. С. 124). Они убеждены, что именно Анакопийский храм в цитадели был освящен в честь св. Феодора Тирона и при реконструкции не переосвящался, что, по-видимому, должно определять исходную дату постройки храма в цитадели. Строительная техника храма цитадели идентична объектам южной части второй линии обороны, которые были сооружены в конце VI в. (Pishchulina, Kotlyar, Argun, 2018. P. 613-617). 

В полукруглой апсиде храма устроены три широких окна с параллельными откосами, в продольных стенах – также по три широких окна, с запада, над входным порталом, так- же был устроен оконный проем, храм был посвящен, согласно косвенным данным, Пресвятой Богородице. В рассматриваемой коллекции не были обнаружены подходящие по размерам проемов плиты. В первой пол. X в. храм был реконструирован в связи с новыми литургическими правилами, введенными в Константинополе с сер. IX в. Он по-прежнему остался посвященным Пресвятой Богородице, при перестройке апсида получает пять граней, появляется новая отделка фасадов, часть из которой сохранилась в двух входных порталах. Возможно, в храме появились барабан и купол, а также новая алтарная преграда из декоративных известняковых плит. К храму Богородицы отнесены: наиболее массивная плита престола со значительными утратами, декоративные плиты фасада с резными профилированными тягам, плиты с латинскими крестами под прямоугольной полочкой арочной формы. Часть плит группируется в композицию алтарной преграды развитой формы, в которой прямой по форме архитрав установлен на высоких колоннах, украшенных с лицевой стороны резьбой.

По нашему мнению, посвятительная надпись о Феодоре относится к зальной церкви, расположенной у второй линии обороны, которая была возведена в первой пол. Х в. (рис. 1, 2). В настоящее время автору удалось проследить грань в одном сохранившемся ряду на северовосточной стороне цоколя апсиды, в связи с чем резные орнаментированные плиты, композиция которых представлена переплетающимися геометрическими фигурами (круг, ромб в различном сочетании), являвшиеся обрамлением окна гранной апсиды, отнесены к этому храму.

Третья церковная постройка, расположенная на восточном гребне Анакопийской горы, почти не сохранилась. Особое местоположение храма, полукруглая форма апсиды могут свидетельствовать о возникновении постройки в иконоборческий период на отрезке VIII-IX вв. (В IX-X вв. на территории Абхазии доминируют гранные апсиды). Его оконные проемы могли украшать плиты с композициями из фигур животных, что характерно для церквей иконоборческого периода. Одна из плит престолов прямоугольной формы (малая) отнесена нами к этому храму. 

Появление орнаментальных переплетающихся композиций, состоящих из трех параллельных жгутов, вблизи границ Абхазского царства в пос. Ильич, выявленных М.Н. Ложкиным (Ложкин, 1973. С. 270-277), подтверждает участие Абхазских царей в христианизации Алании, что согласуется с письменными данными. Техническое сходство престолов из Анакопии с престолами из Херсонесских храмов, появление орнаментальных переплетающихся композиций в Анакопии и в пос. Ильич, указывает на сложившуюся в X в. на обозначенной территории систему единого культурного пространства, входящего в византийскую ойкумену. 


ЛИТЕРАТУРА:
 
  1. Архимандрит Леонид (Кавелин Л.А.). 1885. Абхазия и в ней Новоафонский Симоно-Кана- нитский монастырь. М.
  2. Башкиров А.С. 1926. Археологические разыскания в Абхазии летом 1925 г. // Известия АбНО. Вып 4. Сухум.
  3. Виноградов А.Ю., Белецкий Д.В. 2015. Церковная архитектура Абхазии в эпоху Абхазского царства. Конец VIII-X в. М.
  4. И.Н. 1899. Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. М.
  5. Искусство Абхазского царства VIII-XI веков. СПб., 2011.
  6. Латышев В.В. 1911. К истории христианства на Кавказе (греческие надписи из Новоафон- ского монастыря) // Сборник археологических статей в честь графа А.А. Бобринского. СПб.
  7. Леквинадзе В.А. 1968. По поводу Анакопийской крепости // ВГМГ. Вып. XXV–В. Тбилиси.
  8. Ложкин М.Н. 1973. Новые памятники средневековой архитектуры в Краснодарском крае // СА. № 4.
  9. Трапш М.М. 1975. Средневековая Анакопия // Трапш М.М. Труды. Т. 4. Сухуми.
  10. Уварова П.С. 1894. Христианские памятники Кавказа // МАК. Т. IV.
  11. Хрушкова Л.Г. 1980. Скульптура раннесредневековой Абхазии V-X века. Тбилиси.
  12. Хрушкова  Л.Г.  2002.  Раннехристианские  памятники  Восточного  Причерноморья  (IV-VII века). М.
  13. Pishchulina V, Kotlyar V, Argun A. Integrated Cross-disciplinary Approach to Dating the Architec- tural Heritage Objects Based on Abkhazia and Chechnya Architectural Monuments Dating back from 2nd to 11th Centuries // Proceedings of the 2nd International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education (ICASSEE 2018). Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Vol. 284. Atlantis press.