Летопись Абхазских царей

  • доспехи
  • двор
  • галера
  • Леон
  • музей
  • полотенце
  • лодки
  • седло
  • средние века
  • цари
  • зал
  • Вооружение, реконструкция античного периода
  • особые находки
  • макет
  • 2 зал
  • галера
  • подиум
  • стреломет
 История абхазской государственности уходит своими корнями во времена глубокой древности, когда крупные родовые общины объединялись в племена, известные в письменных источниках под названием апсилы, абазги, саниги, зихи. Процесс объединения был продиктован необходимостью усовершенствования внутреннего политического и военного уклада в целях противостояния внешним угрозам. Это стремление совпадало с интересами ослабевающей Римской империи, заинтересованной в сильных союзниках у своих дальних рубежей, именно поэтому римские власти поддерживали абхазских царей, которые в свою очередь несли воинскую повинность в интересах римлян.  
Из латинских летописей мы знаем, что царем Апсилии на рубеже I-II веков был Юлиан, утвержденный во власти римским императором Траяном (98-117гг). В это время апсилы занимали восточный берег Черного моря к западу от реки Фазис, ныне Риони, до реки Мачара.
Следующий римский император Адриан (117-138гг) утвердил царем абазгов Рисмага. В его земле, расположенной от р. Мачара до р. Псоу находились две крепости: Себастополис и Питиунт. В то время Себастополис являлся «конечным пунктом римского владычества на правой стороне от входа в Понт”, - сообщает побывавший здесь в инспекционной поездке легат Флавий Арриан. Тогда же политическое влияние Рима расширяется на запад, распространяясь на санигов и зихов.
Саниги проживали по восточному побережью Черного моря примерно от реки Псоу до Шахе. И в более позднее время саниги, наряду с абазгами и лазами, называются среди народов “добровольно признавших римское господство”. Императором Адриан утвердил царем санигов Спадага, в это же время римляне утверждают царем зихов Стахемфлака. Зихи располагались между Туапсе и Анапой. Похоже, что местным царям были выгодны тесные отношения с ослабевающей римской империей. С одной стороны они юридически закрепляли свою власть в определенных границах, с другой, несли воинскую повинность за материальное вознаграждение. У нас нет достаточных письменных свидетельств о характере царской власти того времени, однако, можно предположить, что правители, первоначально избранные народом из числа предводителей, старались сделать свою власть абсолютной.
К сожалению, черпать сведения об Абхазии того времени приходиться из косвенных и зачастую обрывочных фраз, упоминающих абхазских царей в контексте мировых исторических событий. Так известно, что Ригвадин – правитель Абазгии начала IV в. – получал рекомендации от императора Диоклетиана – жестокого гонителя христиан - относительно условий заключения и содержания сосланных в Абазгию 40 антиохийских воинов – христиан. Позже, во времена правления императора Феодосия II (409-450), в римском войске в сражении при Фивах упоминается о лучшем соединении абазгов - “Ala prima Abasgorum”.
Интересна находка из Цандрипшского храма VI века – это фрагмент мраморного блока с греческой надписью. Скорее всего, она служила эпитафией и относилась к одной из гробниц. Человек, имени которого мы не знаем, назывался «Абазгским». Это лицо могло быть светским или духовным, возможно, уже в то время в Цандрипше находилась епископская кафедра, и в храме был похоронен епископ Абазгский. Эта находка подтверждает существование у абазгов в VI веке светской и духовной власти.
Византийские источники того времени называют царей абхазских правителями – архонтами, изредка в летописях появляется оговорка. «Абазги изгнали прежних тиранов и избрали себе царьков из своих, чтобы противопоставить себя римскому владычеству». В этой летописи Прокопия Кесарийского речь идет о Скепарне и Опсите – царях восточной и западной Абазгии, возглавивших антивизантийское восстание в 550 г. Это восстание было спровоцировано введенной византийскими чиновниками монополией на право торговли. По сути дела был узаконен грабеж местного населения. Кроме того, абазги выражали недовольство из-за не справедливости императоров в политических вопросах. Лазика издревле считалась вассалом персов, а Абазгия подчинялась грекам. Апсилия была пограничной территорией, на которую претендовали те и другие. В конце V в. царь лазов Цафий отложился от персов и пришел в Константинополь с прошением о византийском покровительстве. Император Юстин с радостью принял царя лазов, собственноручно крестил, одарил многими подарками. В то время Лазика играла ключевую роль в Закавказье, потому что являлась своего рода воротами для врагов Византии, в данном случае для их вечных врагов персов. Но царь лазов Цафий не присягнул Юстину даром. По его ходатайству, соседние народы миссимийцы, апсилы и абазги должны были признаваться Византией вассалами Лазики. Политическим торгом за свою ориентацию Лазика формально расширила свои границы, надеясь в будущем при помощи высоких покровителей завершить присоединение на деле. Данный политический акт возобновил военные действия между Византией и Персией, продолжавшиеся долгие десятилетия в Закавказье. Однако правители Апсилии, Миссиминии и Абазгии конечно были возмущены вероломством своего покровителя и искали удобный момент, чтобы выступить против Византии. Примечательно, что абазги, апсилы, миссимийцы стали искать поддержки у персов, бывших покровителей Лазики и своих бывших врагов.
Абазгия отпала от империи, гарнизоны покинули Питиунт и Себастополис, опасаясь вооруженного нападения со стороны абазгов и их новых союзников – персов, к тому времени занявших несколько крепостей в соседней Лазике. Надежды царей Абазгии найти справедливых покровителей не увенчалась успехом. Отношения с Персией быстро остыли и стали натянутыми. Персидский полководец Набеда недолго находился в Абазгии со своими многочисленными войсками, они не смогли здесь закрепиться, потому что византийские гарнизоны, покидая Себастополис и Питиунт, предусмотрительно снесли крепостные стены. Уходя из Абазгии под предлогом зимовки, Набеда взял с собой в качестве заложников 60 абазгских мальчиков из числа местной знати, абазги оказались один на один перед лицом мощного противника. Абазгские цари занялись подготовкой для вооруженного сопротивления против карательной экспедиции, ожидаемой со стороны Византии. Скепарна отбывает для переговоров в Персию, Опсит возглавляет антивизантийскую оборону. Однако, не выдержав натиска мощной группировки, доставленной морским путем из Лазики, где в то время стояли лучшие византийские соединения востока, абазги потерпели сокрушительное поражение. В истории это событие описано Прокопием Кесарийским под названием Трахейского сражения.
Его последствия серьезно сказались на Абазгии. Опсита с немногими уцелевшими скрылся за Кавказским хребтом, несколько тысяч плененных абазгов из числа знати были проданы в рабство. Византийцы разрушали языческие святилища и уничтожали их хранителей. В опустевшие места заселялись бывшие легионеры со своими семьями. Началось массовое строительство христианских храмов. В Анакопии встал римский гарнизон, в Себастополис и Питиунт вернулись гарнизоны, стены крепостей были заново выстроены и укреплены. На какое-то время Абазгия превратилась в обычную провинцию Византийской империи, управляемой префектами.
Общенародное выступление против ущемления византийскими чиновниками и собственными тиранами прав свободолюбивого населения захлебнулось в крови. Вернуть государственность абазгам удалось лишь спустя несколько десятилетий, когда на мировой арене появилось новое государство – Арабский халифат, соперничающее с Византией за мировое господство.
Следующим царем абазгов был Анос, его правление относится к началу VII века, с него начинается перечень правителей Абхазии, называемый “Диваном Абхазских царей” свода грузинских летописей. Анос считается родоначальником династии Аносидов (Ануаа, Анчаа, Анчба), великокняжеского рода Анчабада (Анчабадзе), правившего в Абхазии до VIII в. и давшего начало дому Леонидов (Лоо, Алоу).
Гозар - сын Аноса правил вторым
Юстин - сын и преемник Гозара.
Финиктиос (Феликтос) - четвертый царь абхазов сын Юстина.
Барук - пятый по счету царь абхазов, сын Финиктиоса.
Дмитрий I - шестой царь абхазов, сын Барука.
Феодосий I - седьмой царь абхазов, сын Дмитрия I.
Константин I - восьмой царь династии Аносидов, сын Феодосия I.
В Пицунде во время археологических раскопок 1954 года была найдена вислая печать, которой скреплялись акты и послания. На печати поименован “Константин Абазгиас” (Константин Абхазский). Ученые считают, что данная печать могла принадлежать либо Константину I, либо его внуку - Константину II.
Феодосий II - девятый абхазский царь, сын Константина I.
Владетельный князь Апсилии, патрикий Марин (710-е гг.) был начальником труднодоступной крепости Цибилиум в Кодорском ущелье. Император Византии Юстиниан II (685-695, 705-711), желая избавиться от ставшего опасным фаворита, отсылает спафария Льва (впоследствие император Лев III) с тайной миссией на Кавказ. Льву поручалось путем подкупа натравить аланов, живущих на северном Кавказе, на их соседей абазгов, находящихся на южных склонах, и тем самым не дать Абазгии отколоться от империи. В то время Абазгия, Лазика и Иверия находились в сфере влияния Арабского халифата, соперника Византии на Кавказе. Для подкупа аланов спафарию были даны большие деньги. Лев-спафарий, едва ступил на берег Кавказа, оставил эти деньги из соображений безопасности в Фазисе на хранение.
Лев взял с собой проводников из местных жителей и отправился через Апсилию в Аланию, преодолев Кавказский хребет. Тем временем император Юстиниан, желая погубить своего спафария, послал вслед за ним людей. Они изъяли спрятанные в Фазисе деньги, которыми предполагалось оплатить предательство аланами своих соседей.
Аланы согласились с предложением спафария Льва. Они напали на Абазгию и подвергли ее разорению. Царь абазгов (очевидно Феодосий I или Константин I) предложил царю аланов Итаксию выдать Льва за большое денежное вознаграждение и жить в дружбе, как прежде. При этом царь абазгов открыл аланам, что император забрал из Фазиса деньги, предназначенные для них.
Вскоре абазги удвоили плату и предложили за выдачу им спафария шесть тысяч номисм. Аланы на этот раз дали согласие, которое оказалось формальным. Они пошли на новое вероломство и вновь совершили набег на Абазгию. Позже под благовидным предлогом Лев-спафарий с аланами вторгся в крепость Сидерон (Железная) в Апсилии, где располагался арабский гарнизон, перебил арабов, предал крепость огню и разрушил ее до основания.
Словом, Лев выполнил задание императора, хотя сам император предпринял ряд коварных действий для провала этой миссии, а главное - для гибели своего сатрапа.
В этой ситуации в сложном положении оказывался владетель Апсилии Марин. Ему необходимо было учитывать участие в данной экспедиции самых разных сил. Главной задачей его было - избежать разорения своей страны. Ради этого предводитель апсилов Марин, после падения крепости Сидерон, предлагает Льву услуги и выводит последнего с отрядом к морю для отбытия в Константинополь. За содействие в этой экспедиции Марин получает от императора Византии сан патрикия
Константин II - десятый царь абхазов. Сын Феодосия II.
Леон I (736-767). Одиннадцатый царь абхазов. Брат Константина II.
Основатель династии Леонидов (Алоу, Лоу, Лоо). В 737 г. одержал убедительную победу под стенами Анакопийской крепости над арабским полководцем Мурваном ибн Мухаммедом. Прежде Мурван сокрушил Картли, царь которой Арчил был вынужден бежать со своей свитой и отрядом в Абхазию.
Арабы вторглись в Абхазию, разрушили Клиссуры и Себастополис, наконец, осадили столицу самой страны - Анакопию.
Здесь соединенные силы абазгов и картлийского отряда разбили арабские войска. В результате одержанной победы, по указанию византийского императора, картлийский царь Арчил уступает абхазскому царю спорные земли к востоку от владений Леона “до Клисуры”, и закрепляет свои отношения с абхазским правящим домом, выдав за Леона дочь своего брата Мира - Гурандухт. Византийский император, очевидно, Лев III, тот самый, что в бытность свою спафарием Юстиниана II совершал карательные экспедиции в Абазгию, присылает корону Леону I, что является признанием победы абазгского владетеля, подтверждением его наследных прав на качественно новое политическое образование.
В длительном сопротивлении, в том числе и вооруженной борьбе, Абазгия отстояла себя перед главными претендентами на обладание ею. Это обстоятельство способствовало религиозному подъему в стране, обретению Абхазской Православной церковью автокефалии, консолидации абхазских племен в единый этнос и централизованное государственное образование, получившее название Абхазского царства со столицей в Анакопии.
Обращаяcь к Леону I Абхазскому, император Византии подтвержает наследные права Леона и его потомков на владение Абхазией во веки веков. При этом император предостерегает абхазского царя от возможного притеснения своих восточных соседей: “Но уважь добром царей и народ их картлийский и не посягай отныне на пределы их эгрисские, покуда пребудут они там или отбудут оттуда”.
Судя по времени, именно Леон I явился инициатором посольства абхазского духовенства в 750 году в Антиохию. В пути посольство подверглось нападению разбойников, и к Антиохийскому партиарху пришли лишь двое уцелевших священнослужителя. Они рассказали предстоятелю Антиохийской Церкви о случившемя с их посольством и о цели, ради которой они были отправлены царем Абхазским в столь далекое и опасное путешествие. По этому случаю патриарх Феофилакт (744-750) созвал чрезвычайный собор, на котором было принято решение о даровании Абхазской Церкви автокефалии. Один из двух абхазов по имени Иоанн, которому выпал жребий, был избран католикосом Абхазским, а второй - рукоположен в епископы.
“Диван” утверждает, что Леон I правил 45 лет. Возможно, что до своего официального восхождения на царский престол, Леон I был соправителем брату своему Константину II.
Леон II (767-811)
Сын Феодосия. Наследовал брату отца своего - Леону I. Мать Леона II была дочерью хазарского кагана, который способствовал воцарению в Абхазии своего внука. В это же время Византией правил император Лев Хазар, сын от второй дочери хазарского кагана - Ирины. Таким образом, и Леон Абхазский, и Леон (Лев) Константинопольский были сыновьями двух сестер, т.е. двоюродными братьями по материнской линии при общем деде - могущественном хазарском кагане. И Хазария, и Византия делали ставку на Абхазское царство как на первую линию обороны при вторжении арабов на свои территории, что не раз случалось прежде. Абхазское царство при Леоне II простиралось от устья Кубани на западе до Сурамского перевала на востоке.
В 780 году Леон II провозглашает независимость своего государства. Эта политическая акция не имела негативных для абхазов последствий, и ее не пришлось отстаивать кровью, как это случалось прежде. Тому способствовала сложившаяся международная ситуация. Прежде всего, сказалась поддержка могущественного кагана Хазарии. Во-вторых: из-за внутренних раздоров была ослаблена власть империи. И в-третьих: на тот момент у империи не было на Кавказе вассалов, которые хотя бы при ее поддержке могли бы выступить против абхазов.
Усердием Леона II Абхазского совершенствуются системы светского и церковного управления. Он разделил страну на уделы и учредил в них епископские кафедры.
В 806 году Леон II основал город Кутаиси и перенес туда столицу Абхазского царства. Этот исторический факт подчеркивает интерес абхазских царей к расширению своих границ на восток.
Феодосий II (811-837).
Сын Леона II. В годы его правления усиливается скрытая борьба за обладание Картли. Наконец правитель Кахетии Григол захватывает Картли. В ответ на это абхазский царь Феодосий II помогает владетелю Тао-Кларджети, своему тестю Ашоту Куропалату. Они разбивают Григола в битве на реке Ксани. Григол кахетинский, на стороне которого выступили горцы и тифлисский эмир, бежал, а Картли отошла к Ашоту Куропалату.
Хотя сам Феодосий не притязал явно или не мог притязать на Картли, но столь существенное и результативное участие абхазского царя в восточных усобицах усиливала роль Абхазского царства, открывала перспективу для последующего продвижения на восток.
Усиление Абхазского царства в Закавказье не входило в планы византийского императора – бывшего союзника абхазов по антиарабской коалиции. Византийский император Феофил, а затем его сын Михаил III посылают карательные экспедиции против абхазов в 831- 833 гг. При этом они призывают на помощь эмира Тифлиса Исхака бен Исмаила – своего недавнего врага. Однако коалиционные войска терпят поражение от абхазов.
В 819 году Феодосий II Абхазский построил город Чихори. Он также выстроил город Хони и Хонский собор.
Феодосий II умер бездетным. Ему наследовал брат его - Дмитрий.
Дмитрий II (837-872).
Младший сын абхазского царя Леона II. Наследовал брату своему Феодосию. Дмитрий вступает в открытую борьбу за Картли. Он первый из правителей Закавказья сумел оказать сопротивление новому арабскому нашествию на грузинское княжество Картли. В 853 году арабы решили укрепить свое господство в грузинских землях, осадили и разорили Тифлис под предводительством своего военачальника, турка по происхождению, почему последний и назывался Буга-турок.
Абхазский царь выступил против арабов и встал со своими войсками в Кверцхоби. Буга послал против него войска под командованием Зирака и Баграта, сына Ашота Куропалата. Примечательно, что Тао-Кларджети выступает на стороне арабов против недавних союзников - абхазов. Абхазы были сломлены и отступили по Двалетской дороге, неся большие потери. Дмитрий, хотя и потерпел поражение, однако подтвердил серьезность намерений в продвижении на восток, что нашло воплощение в дальнейшей деятельности абхазских царей.
Георгий I (872-878).
Брат Феодосия и Дмитрия, сын Леона II. Получил прозвище Георгия Агцепского, ибо до восшествия на престол владел областью Агцепи (предположительно Агаца в районе исторической столицы Абхазского царства Анакопии). Наследовал брату своему Дмитрию и продолжал борьбу за обладание Картли. Георгий покорил Картли и над частью ее, а точнее, над областью Чихи поставил правителем своего племяника Тинена, сына царя Дмитрия.
После смерти Георгия развернулась жестокая борьба за престолонаследие. Тинен был убит женой царя Георгия. На его место был поставлен младший брат убитого - Баграт. Однако, опасаясь расправы над ним, его спасли приверженцы и увезли в Константинополь.
Иоанн (878-879) – узурпатор завладел абхазским престолом в результате кровавых дворцовых интриг, затеянных вдовой Георгия I Абхазского.
Жена Георгия I после смерти мужа отстранила престолонаследных племянников и привела некоего владетеля Иоанна из рода Шавлиани. Этот чужеродный Иоанн, став незаконным царем Абхазии, решил укрепить свое шаткое положение на абхазском престоле за счет династических связей. Для этого он женил своего сына Афанасия (Адарнасе) на дочери правителя восточно-грузинского царства Тао-Кларджети - Гуарама.
Афанасий (879-887) наследовал отцу своему узурпатору Иоанну. Изгнанный мачехой Афанасия, законный наследник абхазского трона Баграт возвращается в Абхазию.
Баграт I (887-899).
Сын царя Дмитрия II. Силой оружия воцаряется в Абхазии после 9-летнего изгнания. Византийский император, при дворе которого все эти годы находился законный наследник абхазского престола, дает Баграту войска и корабли. Баграт высаживается на абхазском берегу с десантом, убивает Афанасия и овладевает престолом. Он женится на вдове Афанасия и тем самым сохраняет отношения с Тао-Кларджети.
Баграт вызывает из Константинополя своего нового шурина Насра, который тоже был в изгнании и помогает воцариться Насру в Тао-Кларджети, для чего дает ему войска.
Усилия абхазских царей за обладание центральной грузинской областью Картли были продолжены следующими преемниками абхазского престола.
Константин III (899-929)
Сын Баграта I. Наследовал отцу своему. В 904 году Константин завоевал Картли, что вызвало недовольство армянского царя Смбата, который предложил абхазскому царю по доброй воле освободить Картли. Константин Абхазский не замедлил прислать возмущенный ответ: «не дам тебе область из отечества моего».
Смбат выступил против абхазов в союзе с царем Тао-Кларджети Адарнасом. Константин уклонился от сражения и пошел на переговоры, во время которых был пленен тайскими феодалами во главе с Адарнасом. Однако, спустя некоторое время армянский царь Смбат узнал, что в Абхазии на место Константина намерены возвести на престол решительного и энергичного сына Константина - царевича Георгия. Тогда Смбат освободил Константина, заключил с ним мир, тем более, что надвигалась новая арабская агрессия и абхазы, соединившись с противниками Армении, могли свести с последней свои счеты. В результате Смбат отказался от Картли в пользу абхазского царя, уступил занятую крепость Уплис-Цихе и выдал за Константина свою дочь. Между тем, государи Армении и Абхазии и до того состояли в родстве, поскольку сын Смбата - Мушег был женат на дочери абхазского царя Константина. Теперь же их родство стало еще тесней. И от жены-армянки у Константина родился сын, нареченный Багратом.
После этих событий самому Смбату дважды по нескольку месяцев приходилось укрываться в Абхазии от расправы арабов.
В 906 году Константин силой оружия покоряет и присоединяет к Абхазскому царству восточно-грузинскую область Эрети. По велению Абхазского царя здесь в местечке Эредви (современная Южная Осетия) закладывается церковь в честь победоносной экспедиции. Церковная надпись гласит: “Во имя Бога-Отца, Сына и Святого Духа, с ходатайством св. Богородицы, помощью св. Георгия, в царствование Богом утвержденного царя Константина, который изволил и прибыл в Эретию, обратил в бегство царя эретинцев и, возвратившись оттуда с миром, на утренней молился в Алаверди, переночевал в Бредза. Опять поднялся и разрушил крепость Веджини. При владычестве в Картли Ивана Тбели, при архиепископе блаженного, его крестом по замыслу Никоского блаженного Степана епископа, усилиями и с помощью близких я, Теодоре Таплайсдзе заложил фундамент. Лето было 6510 (906 г.)”. Захват и включение в состав своих владений восточно-грузинских земель, произведенных Константином III, подтверждает и другая надпись из Самцеврисского собора, расположенного в Хашурском районе на берегу Куры: “В год 20-й царя Константина, я Домнинос, настоятель Самцеврисской церкви и Георгий Туалайсдзе провели сюда к крепости канал...”
Имя царя Константина упоминает стелла Меджудского ущелья, датированная 923- 926 годами. Его имя выгравировано на архиерейском посохе замечательной работы в Шемокмедском монастыре, надпись которого гласит: “Христос, прославь царя Абхазского Константина”. Эти эпиграфические памятники свидетельствуют, что абхазский царь прочно владел внутренней Картли и значительно расширил на восток пределы Абхазского царства.
Константин III упомянут в церковных надписях, иконах, утвари. Он был активным проводником христианства среди народов Северного Кавказа. Возможно, что именно с его деятельностью связано начало строительства христианских храмов в верховьях Кубани, типологических относящихся к абхазской архитектурной школе. Константин III заслужил похвалу Константинопольского патриарха Николая Мистика, который написал ему благодарственное письмо и отметил миссионерские заслуги абхазского царя в утверждении православного христианства в Алании: “Преславному властителю Абасгии... свидетельство благочестия - твое боговдохновенное усердие, которое ты явил и являешь в деле спасения и приобщения к истине народа аланов; мы же от разных сведущих людей узнали о твоих успехах, что ты с Божьей помощью много заботился о просвещении правителя Алании и о тех, кто с ним сподобился святого крещения”.
Георгий II (929-960).
“Царь великий и Богом Возлюбленный”, так величает абхазского государя грузинская летопись. В период его правления Абхазское царство достигает военно-политического могущества и культурного расцвета. Георгий продолжает культурную экспансию на Северный Кавказ, где строятся храмы, представляющие абхазскую архитектурную школу. В его правление на северной стороне Кавказского хребта оформляется область проживания северных абхазов, которые в 923 году под предводительством князя Бера вторгаются в Армению.
Георгий II назначает своего сына Константина наместником Картли. Однако, усилившись в этой области и подстрекаемый местными феодалами, спустя 3 года Константин вошел в сговор с картлийской знатью и решил совершить переворот. Раскрыв заговор сына, Георгий пошел войной на Картли и осадил Уплис-Цихе, в которой заперся мятежный сын. После долгой осады крепости-резиденции Георгию удалось обманными обещаниями выманить Константина. Он ослепил и оскопил сына-раскольника. Усмирив Картли, Георгий посадил там своего другого сына - Леона.
Георгий II дважды ходил на Кахети и разорял восставшую грузинскую область. Он также вел постоянную борьбу за усиление своего влияния на Тао-Кларджети. Для достижения этих целей он выдает свою дочь за сына тао-кларджетского царя Адарнаса - Ашота Куропалата. В дальнейшем Георгию удается захватить часть Тао-Кларджети. Но подчиненная область, подстрекаемая картлийской знатью, вновь восстала. Георгий отправляет войска под командованием своего сына, наместника Картли - Леона, который подвергает опустошению мятежную Кахети. В это время умирает царь Георгий, и Леон, прервав военную экспедицию, вынужден был возвратиться в Абхазию для вступления на царский престол. Для этого ему пришлось пойти на переговоры с предводителем кахетинцев Квирике. Последний признал себя вассалом Леона и отдал ему своего сына в зятья. Таким образом, Кахети еще на некоторые время сохранила свое самоуправление, хотя и под верховенством абхазского царя.
Важнейшими документами, проливающими свет на деятельность абхазского царя Гергия II, являются два письма константинопольского патриарха, датируемые 930-ми годами:
“Высочайшему и возлюбленному сыну нашему, преславному властителю Абасгии. Уходом от нас твоего блаженного отца, сын наш, мы опечалены.., тем более (памятуя), каким был твой отец, которого все славили и которым восхищались. И все же нашу печаль смягчает то, что промысел Божий благоволил тебе, кровному его отпрыску и плоду семени его, принять начало власти и явиться своему народу как некий образ вместо ушедшего из бренной жизни... Мы желаем, чтоб ты милостью Божией ни мало не уступил отцу в своих деяниях, а даже превзошел бы его, и стал для поданных таким отцом и правителем, чтобы делами своими засвидетельствовать, что справедливо Бог дал тебе такой жребий, и сделать отца еще блаженнее благодаря твоей жизни и добродетели... А об архиепископе Алании, дитя наше, мне написать нечего... во всяком случае... ты будешь помогать ему и содействовать в его трудах... и если он в этом племени, в чужой земле, нуждается в чем-либо необходимом и в каких-нибудь жизненных удобствах, с готовностью предоставь ему это, и Бог укрепит Тебя”.
Второе письмо гласит следующее:
“Георгию, властителю Абасгии... А что ты пишешь о болгарах, то не знаю, что это за наказанье Божие: злая вражда длится, и благой мир не приходит. А ты, дитя наше, по царскому достоинству и обычаю храни чистоту дружбы, будь готов к союзу в войне, и если настанет необходимость, все требуемое исполни, как великодушный друг, дабы и здесь проявилась твоя добродетель и верность дружбе.”
Георгий строит соборную церковь в Мартвили (Чкондиди), переносит туда мощи многих святых, учреждает здесь епископскую кафедру. Храм становится его усыпальницей.
Леон III (960-969).
Сын царя Георгия II. Был поставлен наместником Картли после того, как отец отстранил от этой должности старшего сына своего Константина. Леон оказывает отцу содействие в покорении Кахети. После смерти отца прерывает военную экспедицию в Кахети, заключает мир с кориепископом Квирике и выдает свою дочь за сына кориепископа.
После воцарения в Абхазии и внезапной смерти дочери Леон III вновь вторгается в Кахети с большим войском, выходит на берег Арагвы и подвергает разорению Мухрани, Херки, Базалети.
Леон III распространил свою власть и подчинил себе Джавахети. Начальником над этой областью он назначил своего ставленника Звиада Марушиани (Марушидзе). В Джавахетии, которая стала крайним восточным пределом Абхазского царства на границе с Арменией, недалеко от современного Ахалкалаки по его повелению строится храм в селе Кумурдо. В этом храме есть строительная надпись, в который поименован и сам Леон и его новый наместник в этой области Звиад Марушиани. В храме, заложенном в 964 году, сохранились рельефные изображения Леона III, его сестры Гурандухт с младенцем (будущим абхазским царем Багратом II) на руках. Строительная надпись в Кумурдо гласит: “Иоанн епископ положил основание этой церкви рукой грешного Сакоцари при царе Леоне в 964 году в мае, в день субботний первой луны в наместничестве Звиада.”
В центральной Абхазии Леон III построил замечательный храм в селе Моква и учредил епископство. Храм этот является высшим достижением абхазской архитектурной школы, свидетельствует о высоком экономическом и культурном уровне государства.
До конца своей жизни Леон III продолжает борьбу за утверждение своей власти в Кахети. В одной из таких экспедиций он внезапно заболевает и умирает. Погребен в едва завершенном Моквском соборе.
Дмитрий III (969-976).
Наследовал брату своему Леону III. Четвертый, самый младший брат - Феодосий еще с малолетства был отослан своим отцом Георгием II в Константинополь, чтобы не было между братьями усобицы из-за короны. Однако некоторые влиятельные феодалы спровоцировали приезд Феодосия в Абхазию. Поддержанный месхийскими азнаурами Феодосий решил отвоевать престол у брата, но был внезапно разбит войском Дмитрия и бежал в Картли. Год спустя Дмитрий дал клятвенные заверения Феодосию в присутствии знатных особ о мире и согласился править страной совместно с Феодосием, как в свое время правил вместе с братом Леоном. Таким образом, Дмитрий усыпил бдительность брата Феодосия, который был схвачен и ослеплен. Это событие вызвало мятеж среди сторонников Феодосия, однако Дмитрий решительно и жестоко подавил эти волнения.
Феодосий III (976-978).
Младший брат Георгия II. Получил образование и воспитание в Константинополе. После смерти Леона III в правление своего брата Дмитрия, решил отстранить брата от власти, но был схвачен и ослеплен. Спустя некоторое время Дмитрий III умер, и сторонники Феодосия наконец воцарили его на абхазском престоле. Однако коронованный слепец, тем более не отличавшийся выдающимися способностями, не смог за время своего правления свершить чего-либо примечательного. Все сыновья Георгия II не имели наследников. Во время Феодосия Слепого страну раздирали распри и царил хаос. Бессилие слепого царя вынуждало царедворцев искать нового претендента на престол в условиях династического кризиса в Абхазском государстве.
Гурандухт (975-978).
Регентша в означенные годы при малолетстве сына своего, царя Баграта II Абхазского.
Дочь Георгия II, сестра царей Абхазских - Леона III, Дмитрия III и Феодосия III (Слепого). Очевидно еще в 963-964 годах, когда едва родился сын ее Баграт, сын тайского царя Гургена, Гурандухт беспокоилась о будущем его воцарении на абхазском престоле. Наверняка на ее сына, как на преемника, возлагали надежды и ее венценосные, но бездетные братья. Предстоящий династический кризис был очевиден задолго до того, как стал остро. Но кризис разразился прежде, чем претендент успел достичь совершенолетия.
Гурандухт была соправительницей своему несовершеннолетнему сыну. На это, в частности, указывает их совместная надпись на золотой чаше, подаренной Бедийскому собору, построенному в честь воцарения Баграта в Абхазии. Храм был освящен во славу Царицы Небесной - Марии, в благодарность матери, царице земной - Гурандухт. В надписи на чаше к Матери Небесной и Сыну Небесному обращаются с молитвой земные, хотя и венценосные, мать и сын:
“Святая Матерь Божья, будь ходатайницей перед Сыном Твоим за Абхазского царя Баграта и мать его царицу Гурандухт, пожертвовавших сию чашу, украсивших сей алтарь и построивших сию святую церковь”.
Баграт II (978-1015).
Племянник последних царей абхазской династии, сын их сестры Гурандухт. Баграт был сыном Гургена, правителя северной части Тао. Кроме того, он был воспитанником и наследником влиятельного царя Тао-Кларджети Давида. В 975 году провозглашен царем абхазов. Однако в виду несовершеннолетия государством правит его мать царица Гурандухт, дочь царя абхазов Георгия II.
В 978 году Баграт II вступает на абхазский престол. Позже по отцовской линии наследуетТао, а по линии своего родственника и воспитателя, царя Тао-Кларджети Давида Куропалата наследует и третий престол. Таким образом, Баграт законно наследует и Абхазское царство, и восточно-грузинские области Картли и Тао-Кларджети.
В первый, собственно абхазский период своего правления, когда Баграт владел одной абхазской короной, то и назывался он царем Абхазским, как это и выбито на его монете: Баграт, царь абхазов. В дальнейшем, по мере того, как он наследовал другие земли, титул его усложняется и “царь абхазов” нередко именуется уже как “царь абхазов, картлов, кахов”.
В 1001 году Баграт II получает от византийского императора Василия II титул куропалата. В 1002 году впервые упомянут как “царь картвелов.” Ведет успешную борьбу за объединение под своей властью всех унаследованных территорий, подавляет мятежи оппозиции, смещает неугодных. Возводит грандиозный храм в Кутаисе - столице Абхазского царства.
Правление Баграта II отмечено политическим, экономическим и культурным подъемом нового Абхазского царства. Баграт II становится родоначальником картлийской (грузинской ) династии на троне Абхазского государства. Подтверждая свое законное вступление во власть, Баграт II издает манифест, известный как “Диван Абхазских царей,” в котором перечисляет своих предшественников на абхазском престоле:
Баграт II умер в 1012 году в Тао, на родине отца своего. Однако тело его было перевезено в Абхазию и погребено в им же построенном Бедийском храме, на земле матери его, царицы Гурандухт.
За все время существования Абхазского царства впервые на его престол в лице Баграта II восходит законный, но инородный наследник. Это было чревато подменой абхазской национальной гегемонии в управлении страной - грузинской. Но поскольку с воцарением Баграта II к власти в стране пришла грузинская династия, а грузины представляли в Абхазском царстве значительную часть населения, то это могло привести к перерождению Абхазского царства в царство грузинское, где преимущественное положение в политической жизни получили бы грузины. Так оно и случилось впоследствии. Между тем, название страны сохранялось и во внутреннем употреблении и на международной арене, ибо Абхазское царство, как институт власти, как административная структура не было отменено или разрушено, а лишь получало новое национальное наполнение. Такое положение было обусловлено еще и тем, что политический статус Абхазии был выше статусов тех образований, которые позже были унаследованы Багратом II.
В XI в. вокруг Анакопии произошли значительные политические события. Этот город-крепость часто становился объектом споров и столкновений между Византийской империей и объединенным Абхазо-Грузинским царством, в котором правящей династией были уже грузинские Багратиды.
У царя Абхазо-Грузинского царства Георгия 1 (1014-1027) было двое сыновей – Баграт и Дмитрий.
Дмитрий родился от второй жены Георгия – Алды, которая являлась дочерью осетинского царя, а Баграт был сыном Марии, первой супруги «царя абхазов и грузин» Георгия. После смерти Георгия I в 1027 г воцарился старший сын его, Баграт. Между тем, Алда со своим сыном Дмитрием проживала в Анакопии. В первые годы царствования Баграта IV около 1032 г или 1033г., царевич Дмитрий, при поддержке части абхазских феодалов и византийцев, добиваясь захвата престола, поднял мятеж против своего брата. Но мятежники – царевич Дмитрий, его мать и местные вельможи – потерпели поражение; царь Баграт IV сохранил свою власть. Так, вельможи хотели использовать против Баграта его сводного брата Дмитрия, но не смогли добиться цели.
После поражения Дмитрий и его мать Алда, вместе с поддержавшими их людьми, эмигрировали в Византию, передав заодно и Анакопию в распоряжение императора Романа Аргира.
Таким образом, город-крепость Анакопия, с прилегающими к нему землями, в начале 30-х годов XI в перешел во владение византийцев.
Византийцы проявляли большой интерес к Анакопии. Император Роман Аргир за эту крепость удостоил царевича Дмитрия «чести магистра», т. е. высшего титула служилой знати в средневековой Византии.
Город-крепость Анакопия долгое время оставалась в руках византийских императоров. Именно в это время и была выстроена главная восточная башня.
Долгие годы Баграт IV не имел возможности мобилизовать силы для освобождения Анакопии.
Около 1046 г Баграт IV попытался силой оружия освободить Анакопию из-под византийской власти. В этом деле основной опорой грузинского царя было местное абхазское войско Цхумской области.
Тбилисский эмират, в то время все еще подчинявшийся арабам, находился вне власти грузинского царя. Воспользовавшись удобным моментом, передовые люди Восточной Грузии после смерти арабского провинциального чиновника мобилизовали антиарабские силы для освобождения Тбилиси; Баграту, возглавившему эту борьбу, пришлось уехать в Кутаис, где он собрал местные силы и двинулся с ними в Картли. Продолжение осады Анакопии было поручено Цхумскому воеоводе Отаго Чачас-дзе, вероятно, из феодального рода Чачба. Однако по всему видно, что местным силам и на этот раз не удалось изгнать византийцев. Таким образом, Анакопия и после 40-х годов XI в. долгое время принадлежала византийцам. Она оставалась одной из баз на побережье. Ее стратегическое положение внушало византийцам мысль ремонтировать укрепления и строить новые крепостные здания. В общей сложности Анакопия находилась в руках византийцев около ста пятидесяти лет. За это время в Византии правили 11 императоров. В связи с натиском турок-сельджуков, внутреннее и внешнеполитическое положение Византии было значительно ослаблено, и она не в силах была удерживать Анакопию. Окончательное изгнание византийцев и освобождение Анакопии произошло при сыне Баграта IV, царе Георгии II. Это было уже видимо, в первые годы правления византийского императора Алексея IКомнина.
Краткая справка о дальнейшей политической судьбе Абхазии
В результате нашествия монголо-татар, затем Тимура, а еще позже - падения Византии, Абхазское (Грузинское) царство во второй половине XV века было раздроблено. Абхазское княжество находится в составе Имеретинского царства, теряет часть своих восточных территорий, отторгнутых мингрельскими владетелями. Абхазия управляется собственными владетельными князьями из рода Чачба (Шервашидзе), которые постоянно участвуют в междоусобных войнах, в том числе и против имеретинского царя.
Со второй половины XVII в. абхазские князья ведут успешную борьбу по возвращению своих территорий и в течение одного столетия выходят к реке Ингур, по которой и устанавливается восточная граница Абхазского княжества, разделяющая ее с Мингрелией. В 80-х г. XVIII в. к власти в Абхазии пришёл владетельный князь Келешбей Чачба (Шервашидзе). В течение трёх десятилетий он проводил самостоятельную политику, успешно лавируя между интересами Турции и России. Келешбей быстро подчинил себе феодальную знать Абхазии, опираясь на мелкое дворянство и «чистых» крестьян (анхаю цкя), каждый из которых был вооружён ружьём, шашкой и пистолетом. Эта постоянная стража состояла из 500 ратников. В случае военной угрозы Келешбей в считанные часы выставлял хорошо вооружённое 25-тысячное войско. У него были артиллерия, конница и сильный флот. До 600 военных галер владетеля постоянно крейсировали вдоль Черноморского побережья на всём протяжении от Батума до Анапы, причём комендантами крепостей Поти и Батум были его племянники-однофамильцы. На первом этапе своей деятельности Келешбей пользовался военно-политической поддержкой Турции, под протекторатом которой находилась Абхазия. В период расцвета этих отношений владетель построил в Сухуме 70-пушечный корабль и подарил его султану.
Однако Келешбей, как и его отец, владетель Манча (Манучар) Чачба, высланный султаном в середине XVIII в. в Турцию вместе с братьями Ширваном и Зурабом, вынашивал сокровенную мечту о полной свободе и независимости Абхазского государства. Царские власти, подстрекаемые правительницей Мегрелии Ниной Дадиани, решили устранить строптивого Келешбея и, воспользовавшись перемирием с Турцией, поставить во главе Абхазского княжества одного из сыновей владетеля, Сефербея, который не обладал правом наследования (матерью Сефербея была крестьянка по фамилии Лейба), но являлся зятем Дадиани.
В 1810 году Гергий (Сефербей) Чачба (Шервашидзе) как суверенный владетель своей страны получает грамоту от Александра I о принятии Абхазии в состав Российской империи.
В 1821 году Сефербей умер и владетелем стал его старший сын Дмитрий.
В 1823 году после смерти своего старшего брата Дмитрия, в возрасте 15-лет Михаил вернулся в Абхазию под охраной двух рот русского егерского полка под командой капитана Морачевского (около 400 человек). До 1824 года был осажден абхазами в своей резиденции Соуксу.
В 1824 году при поддержке русского отряда в 800 человек под командованием генерал-майора князя П. Д. Горчакова смог прорвать осаду и приступить к обязанностям владетеля Абхазии.
В 1864 году - окончание русско-кавказской войны, насильственное выселение жителей края западнее Гагры и горских общин Псху и Бзыбского ущелья. указом Александра II Абхазское княжество упраздняется, бывший владетель Михаил Чачба-Шервашидзе сослан в Воронеж, где скончался в 1866г.
В 1866 г. крестьянское восстание в Абхазии, началось в Лыхны, перекинулось на всю Абхазию, было жестоко подавлено
Западная Абхазия до Гагры включается в состав Черноморской губернии, восточная часть вводится в состав Кутаисской губернии.
В 1867г. была спровоцирована царскими властями новая волна выселения из Абхазии, согласно официальным данным - 20000 чел.
В 1877-1878г.г. По окончании русско-турецкой войны, абхазское население края было объявлено виновным, подавляющая его часть была выселена в пределы Османской империи (числ. до 50000 чел.). Тайно возвращавшимся на родину изгнанникам запрещалось селиться в прибрежной полосе, они были лишены гражданских прав, лишены права селиться на покинутых местах. Часть населения была определена в Гудаутский отдел, другая в Абжуйский отдел. Остальная территория активно заселялась колонизаторами из-за пределов Абхазии.
В 1907 году Столыпин отменил «виновность» абхазов, в результате чего они были уравнены в правах с другими народами империи.
4 марта 1921 году Абхазия становится самостоятельной Советской Республикой – CCР Абхазия.
В декабре 1921 г. - Абхазию принуждают заключить союзный договор с Грузией и делегировать последней часть полномочий
1апреля 1925 г. III Всеабхазский съезд Советов принял первую Конституция ССР Абхазия.
1931г. в обстановке политического давления, Абхазию принуждают “добровольно” пойти на понижение своего статуса и стать автономной республикой в составе Грузинской ССР.
1936-1938г. г. репрессировано руководство Абхазии, цвет нарождавшейся интеллигенции.
С 1992 году в результате распада СССР становится независимой Республикой Абхазией, после победы в войне1992-1993г.г. де-факто независимое от Грузии государство.
С 2008 г. признанное несколькими государствами независимое демократическое государство – Республика Абхазия.
Источники и литература
Чачхалиа Д. К. Хроника абхазских царей. М., 2000.
Еремян С. Т. (сост.) Армения и сопредельные страны в 862-953 гг. // прилож. к книге: Иованес Драсханакертци “История Армении.” Ереван, 1986.
Абхазия и абхазы грузинских повествовательных источников (сост., переводы с груз., примеч. Г. А. Амичба). Тбилиси, 1988;
Гунба М. М. Абхазия в первом тысячилетии. Социально-экономические и политические отношения. Сухуми, 1989;
Хонелиа Р. Х. Политические взаимооотношения Абхазского царства и царства армянских Багратидов. Автореферат на соиск. к.и.н. Ереван, 1967;
Известия византийских писателей о Северном Причерноморье. Вып. 1, Москва-Ленинград, 1934.
Кавелин (Архимандрит Леонид). Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь (сост. И. Н.). М., 1898.
Прокопий Кесарийский. Война с готами. О постройках (пер. С. П. Кондратьева); его же: Война с персами. Война с вандалами. Тайная история (вст. ст., пер., комм. А. А. Чекаловой). М., 1996.

Хрушкова Л. Г. Цандрипш. Материалы по раннехристианскому строительству в Абхазии. Сухуми, 1985.
Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней. М., 2007

Составитель, редактор – Аргун А.В.


 

 

   

 

Официальный интернет-ресурс Национального Новоафонского историко-культурного заповедника "Анакопия". Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с абхазским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых публицистических, аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на www.afon-abkhazia.ru. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на www.afon-abkhazia.ru обязательна. Адрес электронной почты редакции: info@afon-abkhazia.ru .

Создание и поддержка: Редакция-администрация ННИКЗ "Анакопия". Разработка и техническое сопровождение © NewTechnologies.abkh +7 (940) 9258589

Абхазия, Сухум, 2011-2017 г.