Храм феодора Тирона

  • Анакопийская гора и крепость
  • Анакопия реконсрукция
  • Анакопия с воздуха
  • Главная восточная башня, начало xx в
  • Главная восточная башня, рестоврация 70-х г
  • Главная восточная башня, современное состояние
  • Неиссякаемый колодец
  • Привратная башня
  • Схема Анакопии
  • Храм Феодора Тирона  вид сверху
  • Храм Феодора Тирона, древние останки
  • Храм Феодора Тирона
  • Кафе Банан
  • Вход в Анакопию
 Первый храм на вершине Анакопийской горы был выстроен в VI-VII в.в. и посвящен Пресвятой Богородице. Из средневековых грузинских летописей XI в., описывающих битву у стен Анакопии с арабами в 30-х г. VIII в. дошло свидетельство о чудодейственной силе Анакопийской иконы Пресвятой Богородицы: «Не рукотворное писание, а ниспосланное свыше, о котором никому не известно, кто нашел его на верхушке той горы…».   

Позже, в XI в. храм был перестроен и посвящен Святому Великомученику Феодору Тирону. Об этом свидетельствует эпиграфический памятник, найденный в цитадели.  

Остатки храмовых построек цитадели разных времен не изучены в полной мере. По причине отсутствия комплексных археологических и архитектурных исследований, письменных свидетельств прошлого возникают различные научные споры. Все единодушны лишь в том, что храм неоднократно перестраивался. Последние изменения были произведены монахами Новоафонского монастыря в начале XX в. Тогда были расчищены завалы южного придела храма и смежного с восточной стороны помещения, назначение которого неизвестно.

   На остатках стен южного придела была сооружена цистерна для сбора дождевой воды и водосборная терасса над ней. Внутри древнего храма была выстроена часовенка, в алтарном пределе были установлены каменные детали древнего храма. Частично была изменена планировка прилегающей территории и произведены докладки стен пристроек храма. Монахи расчистили древнюю цистерну-колодец, отремонтировали и пустили в нее воду. Вот уже почти 100 лет как не иссякает в “колодце” чистая питьевая вода.

Эпиграфические памятники Анакопии  
  В 1866 г. за алтарной частью храма был найден камень с высеченной греческой надписью. «Воздвигнут храм святого Феодора при Архиепископе Михаиле месяца апреля 16…». Можно полагать, что упоминаемый в надписи «Архиепископ Михаил» никто иной, как архиепископ Константинопольский Михаил Керулларий.

   Интересна другая плита с греческой надписью, прочитанная академиком Латышевым В. В. Она гласит: «Построена промыслом бога и богородицы и великим счастьем Константина Мономаха, великого царя и самодержца римлян, содействием Евгения протоспафария Деспота и Федора Валанти, таксиарха Касы, сия дивная …лета 6554, в месяце феврале, индикта 14-го». По этому памятнику, составленному в 1046 (6554) году, видно, что император Константин IX Мономах (1042-1055 гг.) производил перестройки и укрепление Анакопии, этим временем следует считать и перестройку раннесредневекового храма. (Плита утеряна).

   На обломке мрамора сохранилось изображение креста с греческой надписью X в., которая гласит: «…Месяца марта…лета 6437, индикта 2… Боже небесный, крепкий и бессмертный, упокой его. Аминь. Троица единосущная. Христе боже, спаси недостойного твоего Евстафия пресвитера, написавшего. Аминь».    
  Академик Латышев В. В. считает, что поставленный в надписи 6437-й, т. е. 929 год н. э. относится ко времени кончины какого-либо знатного духовного или светского лица. Из этого следует, что в 30-х годах X века, в Анакопии существовали пресвитеры, писавшие по-гречески. В Византии в это время царствовал Константин Багрянородный. Абхазским царем был Константин III.  

Раннехристианские памятники скульптуры
  Представлены группы орнаментированных фрагментов раннехристианских белокаменных деталей. Из этой группы выделяются три плиты, служившие навершиями небольших окон с арочным верхом. На одной из них изображен зверь (лев или вепрь), по сторонам которого располагаются две вихревые розетки, относящиеся к числу древних солярных знаков.

   На второй плите в центре изображена рыба, по краям – схематические кипарисы, что является известным ранне-христианским символом с широким значением. Рыба – один из самых распространенных символов и несет особый евхаристический смысл. Рыба по-гречески является анаграммой первых букв греческой формулы Иисус Христос, Сын Божий.

  На третьей плите (утеряна) представлено изображение равноконечного креста с расширяющимися концами, с глубокими точками в центре каждой ветви, боковые рукава креста соединены с полуфигурами быка и льва. По сторонам вырезана традиционная надпись IC XC NIKA, означающая «Иисус Христос побеждай». 

Кроме того, здесь был найден небольшой обломок мраморной колонки и плиты (VI в.) с изображением листьев плюща.  
Профессор Л. Г. Хрушкова считает, что эти мраморные детали из мастерских о. Проконнеса.

Фасад раннехристианской церкви украшала еще одна плита с изображением трех крестов под аркой, центральный крест отличается большим размером.Три креста имели символическое значение Троицы, иногда их считают символами Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя. Также композиция трех крестов часто встречается и в погребальном контексте.  

  План храма св. Феодора на Анакопийской горе. Однонефное помещение, с выступающей на востоке апсидой, с нартексом прямоугольной формы (портиком, предстоящим храму).    
  При перестройке древний храм был укорочен по продольной оси, изнутри и снаружи к стенам была приложена новая кладка, фасады облицевали хорошо подогнанными известняковыми плитами, в апсиде два окна из трех были заложены, в интерьере появились пилоны, на которые опирались подпружные арки в кол-ве 7 шт., поддерживавшие новый каменный свод. Единовременно был выстроен южный придел. Сохранившиеся от него углубления в основании южной стены храма наталкивают на мысль, что придел имел мемориальное значение (часовня).

Нартекс древнего храма - прямоугольное в плане помещение, состоящее из двух смежных зал, превратился в часовню. Здесь находятся четыре каменные гробницы, накрытые извест-ковыми плитами.  
Южный зал перекрывался сводом при том, что основное помещение имело деревянное перекрытие.


 

 

 

   

 

Официальный интернет-ресурс Национального Новоафонского историко-культурного заповедника "Анакопия". Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с абхазским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых публицистических, аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на www.afon-abkhazia.ru. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на www.afon-abkhazia.ru обязательна. Адрес электронной почты редакции: info@afon-abkhazia.ru .

Создание и поддержка: Редакция-администрация ННИКЗ "Анакопия". Разработка и техническое сопровождение © NewTechnologies.abkh +7 (940) 9258589

Абхазия, Сухум, 2011-2017 г.