Анакопийская крепость

  • Анакопийская гора и крепость
  • Анакопия реконсрукция
  • Анакопия с воздуха
  • Главная восточная башня, начало xx в
  • Главная восточная башня, рестоврация 70-х г
  • Главная восточная башня, современное состояние
  • Неиссякаемый колодец
  • Привратная башня
  • Схема Анакопии
  • Храм Феодора Тирона  вид сверху
  • Храм Феодора Тирона, древние останки
  • Храм Феодора Тирона
  • Кафе Банан
  • Вход в Анакопию

!НА ОСНОВАНИИ ПРИКАЗА № 4 ОТ 04.03.2015 Г. ПО МИНИСТЕРСТВУ КУЛЬТУРЫ И ОХРАНЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ СТОИМОСТЬ ПОСЕЩЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ: АНАКОПИЙСКОГО КРЕПОСТНОГО КОМПЛЕКСА И ИСТОРИЧЕСКОГО УЩЕЛЬЯ Р. ПСЫРДЗХА ПОВЫСИЛАСЬ ДО 150 РУБ.!


     Дорогие гости Нового Афона!
     Добро пожаловать в Национальный историко-культурный заповедник «Анакопия».  
     Мы приглашаем Вас совершить увлекательное путешествие в глубь веков по Анакопийской крепости (IV – XIX в.в.). Еще сто с лишним лет назад, побывавший в этих местах Антон Павлович Чехов, заметил: « Кто побывал в Новом Афоне и не посетил Иверскую гору, подобен тому, кто был в Риме и не видел в Ватикане римского папу». Крепостной комплекс возвышается на 350 м над у. м. Подъехать к нему можно на автомобиле мимо Пещерного Комплекса по улице Чанба. Асфальтиро-ванная дорога серпантином тянется до подножия горы, где обустроена парковка для автомобилей, видовая площадка, зона отдыха. Далее грунтовая дорога уходит в историческое село Анхуа. Вам же следует оставить автомобиль на стоянке и подойти к кассе-диспетчерской. Квалифицированный экскурсовод сопроводит вас и познакомит с объектом (при наличии группы не менее 10 чел.). Стоимость посещения музеефицированного комплекса – 150 руб. Полноценная пешеходная экскурсия составит полтора часа. Однако стоит располагать большим временем, чтобы лучше познакомиться со всеми памятниками, насладиться видами, отдохнуть, выпить воду из «неиссякаемо-го колодца», сделать памятные фотографии. На обратном пути вам обязательно захочется купить научно-познавательные издания заповедника из серии «Путешествие в глубь веков», чтобы пополнить свои знания об истории, искусстве, архитектуре памятников.  
     По преданию, Абхазия является уделом Иверской Божьей матери. Когда воскресший Иисус послал Евангелие всем народам, они собрались, чтобы бросить жребий, кому куда идти. Бывшая с ними Мария потребовала, чтобы и она приняла участие в метании жребия. Ей выпала «Иверия». Идти на проповедь апостолы ей не позволили. Они потребовали, чтобы она избрала кого-нибудь из них, и он бы пошел вместо нее. Мария избрала своего родственника Симона Кананита. Симон Канонит отправился сюда проповедовать христианство и через два года претерпел здесь мученическую смерть.  
     Но местные жители называли эту гору не Иверской ,а Апсарской или Анакопийской. О происхождении этих названий мы вам еще расскажем.  
Как и перед великим писателем, перед нами предстанут лишь развалины старой крепости. Но некогда это был красивейший и крупнейший город на Черноморском побережье, город-крепость – столица Абхазского царства.
     Резиденция абхазских царей, со всех сторон окруженная несколькими оборонительной линиями, была мощным и неприступным сооружением. Но время, увы, было беспощадным по отношению к Анакопии. На этой земле нет камня, который не хранил бы следов кровавых побоищ. Их крепость пережила множество – одно кровопролитнее другого…  
     История этих мест хранит и более древние загадки. Они уходят своими корнями, без преувеличения, в незапамятные времена. Судите сами: человек пришел сюда еще несколько сот тысяч лет назад. Его привлекали и необыкновенно мягкий климат, и удобный рельеф местности, и многоводные родники, и близость моря. И каждое поколение оставляло после себя плоды своих рук: от каменных орудий до величественных архитектурных сооружений. Сейчас в нашем небольшом городке так много следов человеческой жизнедеятельности, что пытливый путешественник без труда проследит, пожалуй, всю историю развития человечества…  
     Давайте мысленно вернемся в далекое прошлое, в те время, когда на этой земле впервые появился человек.  

     Далекое прошлое…
     В те далекие времена уровень моря был выше современного примерно на 60 м. А потому первые поселения древних людей были расположены на высоких террасах. Вокруг Анакопии - просторная котловина, которую, являлась водосбором рек. Она хорошо защищена от ветра окружающими горами и изолирована от моря.  
     Кроме того, на склонах этих гор есть множество карстовых пещер, гротов и навесов, которые могли послужить в качестве жилья. Природа будто специально позаботилась о человеке, еще не умевшем построить себе дом, и древний человек стал селиться в этих гротах-убежищах. Самый знаменитый из них - грот Агца. Он находится неподалеку отсюда, в селе Анухва. На его стенах обнаружены рисунки, древнейшие из которых сделаны 15 – 20 тысяч лет назад, в эпоху древнего палеолита и неолита.  
     «Агца» в переводе с абхазского языка означает «обрыв». Этот грот расположен на обрыве скалы. Он имеет длину около 7 м, ширину 2,5 м, а высоту 2-2,5 м. Хорошо заметно, что одна из его стен неоднократно выравнивалась человеком. На ней остались начертания . В некоторых местах они образуют подобие кроны дерева без листьев. Скорее всего, это не простое украшение грота. Для древнего художника процесс проведения этих линий был важнее, чем графический результат. Нанесение этих рисунков, видимо, часть какого-то религиозного обряда.  
Возможно, что Агцинский грот еще в глубокой древности приобрел функции «святилища». Культ пещеры, свойственный в прошлом населению горных стран, являлся одной из самых стойких традиций и у абхазов. Почитание пещер у их далеких предков возникло еще в среде охотников и собирателей.
     Уже в 6 – 5 тысячелетии до н. э. на южном склоне Анакопийской горы возникло поселение. На территории крепости обнаружены каменные орудия и грубая керамика этого времени. Это был новокаменный век в истории Анакопии. На смену ему пришел бронзовый.  
     В отдельных раскопках Анакопийской крепости (на участке башен 3, 5, 6 ) обнаружены кера-мические изделия, относящиеся и к бронзовому веку.  
Памятники раннебронзового века найдены и в других местах Абхазии, в том числе в дольме-нах. Дольмены представляли собой своеобразные погребальные сооружения. В непосредственной близости от Нового Афона расположены Эшерские дольмены. Они функционировали с 3 тыс. до н. э.. Предполагается, что древние жители Псырдзхи ( это одно из названий Нового Афона ) принимали участие в их сооружении.
     Из Анухвских памятников бронзовой эпохи (окрестности Анакопии) большой интерес пред-ставляют топоры, наконечники копий, браслеты, фибулы, сосуды из могильников начала 1 тыс. до н. э.  
     Бронзовые топоры, обнаруженные в Новом Афоне и др. местах Абхазии, свидетельствуют о широких внешних связях уже в то время. К примеру, изображения на так называемой сиро-хеттской печати, где жрецы в длинных шлемах держат в руках по топору, очень напоминают фигуры воинов с такими же шлемами на урартских колесницах из Топрак-кала…  
Западнее Нового Афона, на восточной окраине села Приморское, у реки Цквара, впервые на территории Абхазии были получены археологические данные, свидетельствующие об урновом захоронении, относящемся к позднебронзовому периоду. Вместе с обнаруженными здесь пифосами, орнаментированными елочными узорами, находились: копье, кинжал, шейная гривна, массивная фибула, бронзовый наконечник стрелы, остроконечный бронзовый шлем, каменный брусок, бронзовые топоры, фигурный камень и др. Весь этот комплекс, найденный рядом с древней Псырдзхой, датируется 8-7 вв. до н. э.
     Урновые погребения из селений Нижняя Эшера и Приморское, между которыми расположена Анакопия, подтвердили, что у далеких предков абхазов существовал вторичный обряд захоронения. В этой связи большой интерес представляют Эшерские кромлехи. Эти мегалитические памятники, датируемые эпохой поздней бронзы и раннего железа, служили местом коллективного погребения посредством вторичного обряда захоронения.  
     Заметим также, что в эпоху колхидской бронзовой культуры в хозяйственной жизни местного прибрежного населения важное значение имел солевой промысел. Ее получали путем вываривания из морской воды. В Новом Афоне были найдены следы этого промысла.  
     С VI в. до н. э. на Колхидском побережье, в том числе в Абхазии, имелись греческие колонии. Эти прибрежные поселения осуществляли посредническую торговлю между метрополиями и местным населением. Их внешние экономические связи имели широкие размах. На территории нынешнего Нового Афона существование греческой колонии неизвестно. Но вблизи берега, на морском дне найдены амфоры и другие предметы, подтверждающие торгово-экономические связи древней Псырдзхи с различными центрами античного мира.    
     Период греческой колонизации в Абхазии - век железа. Оно перестало быть редким металлом и начинает широко употребляться в хозяйственной жизни. На побережье Абхазии возникают торгово-ремесленные пункты, куда горные жители поставляли продукты своего хозяйства. Это были предметы скотоводства и охоты, мед, воск и др.. Их обменивали на нужные им товары – ремесленные изделия, соль и др. Один из таких пунктов торговли и ремесла существовал на берегу Нового Афона. Здесь поддерживались оживленные торговые, экономические и культурные связи как с соседними регионами, так и с греческими колониями Малой Азии и южного побережья Черного моря в целом.  
     В VI-V вв. до н. э. на территории Колхиды, в связи с интенсивным развитием внутренней и внешней торговли, широкое распространение получают серебряные монеты местной чеканки, т. н. «колхидки». Разные их типы встречаются между Трапезунтом и Сухумом. Эти монеты найдены и в Анакопии. Это самый северный пункт, в котором обнаружен клад «колхидок».    
В IV-II вв. до н. э. на склонах Иверской горы существовало поселение городского типа, поддер-живавшее торговые отношения со многими центрами Малой Азии и древней Грецией. Такое предположение находит подтверждение в обнаруженных в культурном слое городища многочислен-ных черепках привозной керамики – амфор, чернолаковой посуды…  
Культура местных городов стояла на довольно высоком для того времени уровне. Ярко высту-пает традиционная генетическая связь и преемственность с более древней местной культурой. Налицо непрерывное продолжение достаточно интенсивной исторической жизни в этот период.
     На территории Анакопийской крепости были обнаружены погребения позднеантичного периода. Они размещались вне стен нижнего храма. В этих погребениях, принадлежащих, вероятно, представителям местного абазгского населения, захоронения совершены по христианскому обряду с элементами язычества: покойники в них лежали на спине в вытянутом положении с ориентацией головы на запад. Среди обнаруженных в могилах предметов особый интерес представляют круглопроволочное колечко, бусины из стекла, бронзовое зеркало с полировкой на лицевой стороне, железные ножи и др.  
     Концом позднеантичной эпохи следует датировать и Трахейскую крепость. Это уже новая страница в истории Анакопии.  

     Трахея  
     Настало время рассказать об этимологии названия крепости.    
     «Анакопия» в переводе с абхазского языка означает «изрезанная», «выступ», «иссеченный крутизнами». А люди, говорившие по-гречески, называли ее на греческий лад – Трахея, т. е. «суровокремнистая». Под названием Трахея Анакопия значится во многих источниках.  
     Недоступной и суровой казалась эта местность врагам, такой она предстает в описаниях со-временников. Так, в 6 в. византийский историк Прокопий Кесарийский описал Анакопию, как наиболее значительное, сильное укрепление абасгов на берегу Эвксинского Понта. Эвксинским Понтом называли тогда Черное море, что означало «Гостеприимное ». Здесь, свидетельствует Прокопий, абазгам всегда удавалось отражать нападение врагов. Преодолеть неприступность этого места было не легко, что неудивительно. Только один проход вел в Анакопию и в остальную страну абазгов. Но и по нему нельзя было идти людям даже по двое в ряд. Приходилось идти туда один за одним, пешим и то с трудом. Над узкой тропой тянулась очень отвесная и грозная скала, идущая от лагеря до самого моря.  
     Необходимость такой неприступной крепости для абазгов была очевидной.  
     В первых веках н. э. Западное Закавказье находилось под властью Римской империи. В 3-4 вв. в Колхиду начинают вторгаться северо-кавказские горцы и кочевые племена готов, гуннов и др. Силы римлян, дислоцированные здесь, уже используются для подчинения местного населения и для защиты периферийных владений Восточноримской ( Византийской ) империи. В ее же интересах абазги и лазы обязаны были охранять перевальные проходы с севера. Это вполне соответствовало и интересам местного населения.  
Для осуществления подобной обороны нужны были крепости и другие сооружения военно-стратегического назначения. На рубеже античности и раннего средневековья на территории Колхиды воздвигается ряд значительных укреплений, среди которых и Трахея-Анакопия.
     Анакопия одно из наиболее ранних укреплений Абхазии. Оно было выстроено римлянами и абазгами в IV – V вв. Однако, в интересах и при поддержке византийцев, в вассальной зависимости от которых находились тогда Абазгия, Апсилия и Лазское царство.    
     Гагрская твердыня должна была обезопасить край от нашествия северных орд, а Анакопия – с юга. Но нельзя исключить и нашествия некоторых родственных и соседних народностей Колхиды, Трапезунта, аланов, гуннов, готов…  
     Однако до сих пор не известны битвы или иные события в Анакопии, предшествовавшие знаменитой войне между византийцами и абазгами в 550 году. Видимо, Трахейское укрепление блестяще выполняло функции главной крепости.  
     Прокопий Кесарийский указывает на то, что в этом центре имеются «люди, говорящие по-гречески». Историк, вероятно, имеет в виду как собственно греческое население Трахей, так и тех абазгов, которые владели греческим языком.  
     Как известно, в античную эпоху на территории Абхазии, как и всей Колхиды, сравнительно широкое распространение получает греческий язык. Местные грамотные люди употребляли греческий в качестве письменного языка. Известная часть коренного населения также владела греческим.  
Вместе с тем, греки составляли незначительную часть населения Трахеи. А абхазское население ее, владевшее греческим языком, представляли преимущественно знать, купечество и служители религиозных культов. Анакопия, особенно прибрежная часть города, была населена плотно. Дома абазгов были многочисленны. Они стояли друг от друга на близком расстоянии и, кроме того, были окружены со всех сторон своего рода стеною.
     Абазги не только соорудили Трахейскую крепость, но и свои дома они вынуждены были приспосабливать к отражению натиска врагов.  

     Трахейское сражение 
Начиная с 5 века, между Восточной Римской ( Византийской ) империей и Сасанидским Ира-ном шло соперничество за политическое и экономическое господство в странах Передней Азии, бассейнов Средиземного и Черного морей, за овладение торговыми путями, которые вели в Китай и Индию. В международной политике того периода особую роль играло Закавказье, в частности Колхида.  
     В VI веке это соперничество вылилось в длительную, кровопролитную войну за утверждение в Колхиде. В событиях того времени активное участие принимало местное абхазское и картвельское население, боровшееся против завоевателей за свободу и независимость.    
Одним из самых значительных событий середины 6 века является антивизантийское выступле-ние абазгов.
Абасгия считалась вассально зависимой от Византии страной. В 6 в. она состояла из двух областей. Каждая из них имела во главе своего правителя – базилевса. Такое деление страны вполне устраивало византийцев.
     Чтобы утвердиться в соперничестве с Ираном император Юстиниан (527 – 565 ) пытался пол-ностью подчинить себе Абазгию. Византийская экспансия в Абазгии начала принимать угрожающий характер, хотя поначалу императорский двор проводил сравнительно лояльную политику по отношению к Абазгии.  
С возобновлением войны в Колхиде между византийцами и персами в 542 году Юстиниан послал в Абазгию свои войска. Они разместились в ряде приморских пунктов. Это было началом полного порабощения местного населения и, разумеется, вызвало его большое недовольство.
Местное население под предводительством царя Опсита, имевшего резиденцию в Трахее, восстало против поработителей. Это восстание произошло в 550 году н. э. Но, увы, завоеватели не были изгнаны из страны.
     Правитель восточной части Абазгии Опсита собрал всех абасгов и начал приготовление к отражению предстоящего нападения византийцев. В качестве союзников было решено взять иранцев. Для установления союзных отношений с ними туда была отправлена делегация. Ее возглавил другой правитель Абазгии – Скепарно.  
Иранский шах Хосрой I Аноширван ( 531 – 579) с радостью услышал сообщение об отпадении абазгов от Византии и о желании их стать союзниками Персидской державы. Такой союз укреплял позиции Ирана в важной в стратегическом отношении части Восточного Причерноморья. В результате переговоров между Хосроем и Скепарной был заключен «союз» и договоренность о помощи абазгам в борьбе с византийцами.
     Вскоре в Колхиду были отправлены персидские войска под командованием Набеда. Они со своими боевыми слонами прошли в Абазгию по подгорной дороге, тянувшейся от Анакопии в сторону Кутаиса и дальше к перевалам Сурамского (Лихского ) хребта. Поход Набеда фактически носил грабительский характер. Местное население, увидев это, начало оказывать персам сопротивле-ние и вынудило их вскоре покинуть Колхиду.  
     Таким образом, Абазгия не получила от персов никакой реальной помощи. Она оказалась одна лицом к лицу с Византийской империей. Естественно, что Константинополь решил сурово расправиться с осмелившимися отпасть от «римлян» абазгами.  
     Несмотря на то, что Абазгия представляла из себя сравнительно маленькую страну, византий-цы считали ее покорение серьезным делом. Они давно знали о свободолюбии местного населения, а также о сложности ведения боевых действий в условиях горного рельефа страны. Кроме того, всем была известна неприступность Трахей.  
     Византийский военачальник Бесс Фракийский, по указанию императора Юстиниана, для усмирения абазгов направил сюда довольно многочисленное и хорошо оснащенное карательное войско. Оно состояло из сухопутных и военно-морских сил. Во главе их были поставлены два опытных полководца – Иоанн и Улигаг. Их кандидатуры были подобраны тщательно: оба считались хорошими знатоками Восточного Причерноморья. Они неоднократно здесь воевали. Иоанн, помимо всего, отличался жестокостью характера.  
     Прибыв сюда морем, византийские войска высадились у восточных границ Абазгии, у устья р. Гумисты. Это близ нынешнего Сухума. После незначительного привала сухопутные отряды двинулись пешим строем, а моряки на легких судах следовали за войском вдоль берега. Когда они подошли к Трахее близко, то оказалось, что они находятся в невыгодном положении – вооруженные абазги находились над ними.  
     Начать сражение с невыгодных позиций означало уничтожение войска. Византийцы вынуж-дены были отступить. Они решили изменить тактику. Обсудив обстановку, военачальники решили прибегнуть к обманчивым маневрам. Они оставили часть своего войска на этих позициях, а другую часть опять посадили на корабли, которые под командованием Иоанна вышли в открытое море в северо-западном направлении. Обогнув Анакопию, эти силы высадились на сушу. Двигаясь теперь уже с северо-западной стороны на юг, они оказались в тылу защитников крепости и устремились на штурм Анакопии. С юго-восточной стороны им навстречу шли занимавшие первоначально здесь боевую позицию сухопутные отряды во главе с Улигагом.  
Абазги, защищавшие Анакопию, оказались окруженными с фронтовой и с тыльной стороны. Хорошо вооруженные, численно во много раз превосходящие силы византийцев наступили решительно. Это привело трахейцев в смятение и растерянность. Они почувствовали, что не сумели оказать врагу должное сопротивление и решили отступить, укрепиться внутри крепости и оттуда отражать наступления врага. Однако, в результате стремительного преследования отступавших в беспорядке абазгов, византийским воинам удалось проникнуть в крепость. Видимо, не обошлось и без измены со стороны охраны крепости. Завязалось ожесточенное побоище. В результате абазги были побеждены и крепость взята.
     Исход сражения решили такие преимущества завоевателей, как численное их превосходство, хорошая вооруженность и тактика окружения абазгов. Сама крепость, хотя и считалась достаточно укрепленной, имела ряд уязвимых мест. К тому времени не была построена вторая линия оборони-тельного комплекса, благодаря которой спустя 187 лет потерпели поражение многочисленные и хорошо вооруженные войска арабов под командованием Мурвана-ибн-Мухамеда.  
     Но сопротивление абазгов этим не было окончательно сломлено. После падения Трахеи на борьбу за изгнание завоевателей поднялось все население равнинной части города. Византийцы полагали, что после взятия крепости победили врагов. Но они оказались перед еще большей трудностью.  
     Дома абазгов были многочисленны. Они стояли друг от друга на близком расстоянии и были окружены со всех сторон своего рода стеною, абазги, взойдя на них, защищались изо всех сил, поражая врагов в голову. Они были охвачены жалостью к своим женам и детям и чувством безвыходности своего положения. Но римляне додумались поджечь их дома. Подложив огонь со всех сторон, они, наконец, одержали победу.  
     Византийцы в сражении с жителями города оказались в весьма тяжелом положении, и вряд ли они смогли бы одержать победу, если бы не прибегли к такому варварскому методу как поджигание домов местных жителей.  
     Несмотря на поражение, абазги все же причинили серьезный ущерб превосходящим во всех отношениях силам противника.  
     Основной удар византийских войск приняли на себя защитники этой крепости, жители города и близлежащих мест. Северо-западная часть Абазгии не участвовала в сражении 550 года. Видимо, врагу удалось разобщить страну, отвлечь одну ее область от основных событий. Это в значительной степени облегчило их задачу. В силу сложившейся в то время политической обстановки в Колхиде не удалось объединить силы местных родственных и соседних народностей и направить их на изгнание общего врага. Увы, маленькая Абазгия никак не могла рассчитывать на победу.  
     Последствия Трахейских событий оказались пагубными для абазгов. Они потерпели жестокое поражение и не добились заветной мечты – независимости. Значительная часть жителей Трахеи, в том числе женщины и дети, сгорела вместе со своими домами. Оставшихся в живых завоеватели полонили и сурово наказали. Часть их была продана в рабство. Главное укрепление абазгов было серьезно разрушено, все вокруг было подвергнуто страшному разорению.  
     Правитель юго-восточной Абазгии, военачальник, предводитель антивизантийской войны – Опсита вместе с остатками своих воинов эмигрировал к северо-кавказским гуннам, к своим союзникам. Он поддерживал с ними давние связи.  
     Византийцы упразднили власть местных правителей и Абазгию подчинили непосредственно Восточноримской империи.  

     Цитадель - первая линия обороны 
     Анакопийская крепость со своими двумя основными оборонительными линиями и внешней линией обороны занимала свыше 70 000 кв. метров площади.    
     Та часть Анакопии, где завершается экскурсионный маршрут, была первым укреплением. Это первая оборонительная линия (Трахея). Она представляла собой цитадель на возвышенности горы, в длину достигает 83 м, в ширину – 37 м. Стены ее были очень мощными. Они достигали 4-5 м в высоту, а их толщина была более 1м. Их возвели из плотно подогнанных друг к другу известняко-вых квадров ( 60х60 см ).В крепость можно было попасть только по приставной лестнице.  
     Внутри цитадели расположен раннесредневековый полуразрушенный храм. О наличии здесь ранних культовых построек говорят и косвенные свидетельства, например, вислая свинцовая печать, найденная на склоне горы. На обеих сторонах печати – греческие монограммы с именем эпарха Петра. Печать относится к 6 в. На склонах горы, возможно, был построен и еще один храм, но от него остались только развалины. К храму примыкает осадочный колодец. Он выдолблен в скале и облицован известняковым камнем. В древности в него собиралась с крыш дождевая вода, в наше время вода поступает благодаря образованию конденсата на холодных стенах цистерны от теплых влажных воздушных масс.  
     Колодец этот неиссякаемый. Он считается одним из «чудес» нагорной крепости. Уже долгое время он привлекает сюда множество паломников.  

     Храм св. Феодора Тирона 
     Первый храм на вершине Анакопийской горы был выстроен в VI-VII в.в. и посвящен Пресвя-той Богородице. Из средневековых грузинских летописей XI в., описывающих битву у стен Анакопии с арабами в 30-х г. VIII в. дошло свидетельство о чудодейственной силе Анакопийской иконы Пресвятой Богородицы: «Не рукотворное писание, а ниспосланное свыше, о котором никому не известно, кто нашел его на верхушке той горы…».    
     Позже, в XI в. храм был перестроен и посвящен Святому Великомученику Феодору Тирону. Об этом свидетельствует эпиграфический памятник, найденный в цитадели.  
Остатки храмовых построек цитадели разных времен не изучены в полной мере. По причине отсутствия комплексных археологических и архитектурных исследований, письменных свидетельств прошлого - возникают различные научные споры. Все единодушны лишь в том, что храм неодно-кратно перестраивался. Последние изменения были произведены монахами Новоафонского монастыря в начале XX в. Тогда были расчищены завалы южного придела храма и смежного с восточной стороны помещения, назначение которого неизвестно.
     На остатках стен южного придела была сооружена цистерна для сбора дождевой воды и водо-сборная терасса над ней. Внутри древнего храма была выстроена часовенка, в алтарном пределе были установлены каменные детали древнего храма. Частично была изменена планировка прилегающей территории и произведены докладки стен пристроек храма. Монахи расчистили древнюю цистерну-колодец, отремонтировали и пустили в нее воду. Вот уже почти 100 лет как не иссякает в “колодце” чистая питьевая вода. 

     Эпиграфические памятники Анакопии  
     В 1866 г. за алтарной частью храма был найден камень с высеченной греческой надписью. «Воздвигнут храм святого Феодора при Архиепископе Михаиле месяца апреля 16…». Можно полагать, что упо-минаемый в надписи «Архиепископ Михаил» никто иной, как архиепископ Константинопольский Михаил Керулларий.  
     Интересна другая плита с греческой надписью, прочитанная академиком Латышевым В. В. Она гласит: «Построена промыслом бога и богородицы и великим счастьем Константина Мономаха, великого царя и самодержца римлян, содействием Евгения протоспафария Деспота и Федора Валанти, таксиарха Касы, сия дивная …лета 6554, в месяце феврале, индикта 14-го». По этому памятнику, составленному в 1046 (6554) году, видно, что император Константин IX Мономах (1042-1055 г.г.) производил перестройки и укрепление Анакопии, этим временем следует считать и перестройку раннесредневекового храма. (Плита утеряна)  
     На обломке мрамора сохранилось изображение креста с греческой надписью X в., которая гласит: «…Месяца марта…лета 6437, индикта 2… Боже небесный, крепкий и бессмертный, упокой его. Аминь. Троица единосущная. Христе боже, спаси недостойного твоего Евстафия пре-свитера, написавшего. Аминь».  
     Академик Латышев В. В. считает, что поставленный в надписи 6437-й, т. е. 929 год н.э. относится ко времени кончины какого-либо знатного духовного или светского лица. Из этого следует, что в 30-х годах X века, в Анакопии существовали пресвитеры, писавшие по-гречески. В Византии в это время царствовал Константин Багрянородный. Абхазским царем был Константин III.  

     Раннехристианские памятники скульптуры 
     Представлены группы орнаментированных фрагментов раннехристианских белокаменных деталей. Из этой группы выделяются три плиты, служившие навершиями небольших окон с арочным верхом. На одной из них изображен зверь (лев или вепрь), по сторонам которого располагаются две вихревые розетки, относящиеся к числу древних солярных знаков.    
     На второй плите в центре изображена рыба, по краям – схематические кипарисы, что является известным раннехристианским символом с широким значением. Рыба – один из самых распрост-раненных символов и несет особый евхаристический смысл. Рыба по-гречески является анаграммой первых букв греческой формулы Иисус Христос, Сын Божий.  
     На третьей плите (утеряна) представлено изображение равноконечного креста с расширяющи-мися концами, с глубокими точками в центре каждой ветви, боковые рукава креста соединены с полуфигурами быка и льва. По сторонам вырезана традиционная надпись IC XC NIKA, означающая «Иисус Христос побеждай».  
     Кроме того, здесь был найден небольшой обломок мраморной колонки и плиты (VI в.) с изо-бражением листьев плюща.  
     Профессор Л. Г. Хрушкова считает, что эти мраморные детали из мастерских о. Проконнеса.  
     Фасад раннехристианской церкви украшала еще одна плита с изображением трех крестов под аркой, центральный крест отличается большим размером. Три креста имели символическое значение Троицы, иногда их считают символами Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя. Также композиция трех крестов часто встречается и в погребальном контексте.  

     План храма св. Феодора на Анакопийской горе
     Однонефное помещение, с выступающей на востоке апсидой, с нартексом прямоугольной формы (портиком, предстоящим храму).  
     При перестройке древний храм был укорочен по продольной оси, изнутри и снаружи к стенам была приложена новая кладка, фасады облицевали хорошо подогнанными известняковыми плитами, в апсиде два окна из трех были заложены, в интерьере появились пилоны, на которые опирались подпружные арки в кол-ве 7 шт., поддерживавшие новый каменный свод. Единовременно был выстроен южный придел. Сохранившиеся от него углубления в основании южной стены храма наталкивают на мысль, что придел имел мемориальное значение (часовня).  

     Восточная башня 
     Первая линия обороны на южной стене была снабжена входной калиткой с подъемным мости-ком на цепях. Она была укреплена двумя башнями с восточной и западной стороны. Эти башни были пристроены к стене изнутри на близком расстоянии. Но при этом они были изолированы от нее. Особый интерес представляет восточная башня, отличающаяся от западной по качеству кладки и размерам. Это – четырехугольная башня, достигающая 16 м в высоту, стоящая отдельно от стен цитадели. Башня состояла из построенных в два приема четырех этажей с бойницами, окнами и входной дверью.  
     Западная башня цитадели, расположенная у калитки, тоже четырехугольная. Стены ее, сохра-нившиеся на высоте второго этажа, снабжены бойницами и двумя дверьми, широким окном и т. д. Эти башни датируют по разному - между 2 вв. до н. э. и 5-6 вв. н.э., восточная – середина 11 в.  
О главной восточной башне пойдет наш рассказ.
     В начале 30-х годов XI в. в Анакопии укрывались царевна Алда и царевич Дмитрий, сдавшие цитадель греческому гарнизону. Таким образом, город-крепость Анакопия, с прилегающими к нему землями, перешла во владение византийцев и долгое время оставалась в руках византийских императоров. Именно в это время и была выстроена восточная башня.  
Сохранилась строительная надпись, высеченная на камне по-гречески. Составленная в 1046 (6554) году, она свидетельствует, что император Константин IX Мономах (1042-1055 г.г.) производил перестройки и укрепление Анакопии.
     Башня служила главным наблюдательным и командным пунктом и являлась последним рубежом обороны в случае падения цитадели. В ней можно было замкнуться последним защитникам крепости и некоторое время ожидать подмогу, подавая сигналы в горы. Поэтому, мы можем видеть в башне последний рубеж обороны - донжон местной абазго-византийской власти.  
     Комплексные архитектурные и археологические исследования башни, проведенные заповедником дали новые материалы, опровергающие предположения некоторых ученых о строительстве башни генуэзцами (XIV-XV в.в.). Неверное мнение, скорее всего, основывалось на форме перемычки дверного проема, измененного реставрацией 60 г.г. На фотографиях памятника начала XX в. хорошо видна трехцентровая перемычка проема, впоследствии она стала стрельчатой, что и сбило с толку ученых. (Архитектурное обследование проводили Варакин Е. П. и Пятницкая Т. Н.; археологическое исследование - Бирюков В. И.).  
     Башня лишена архитектурных изысков – все подчинено ее функциональному предназначанию. Она выложена из тесаных известковых блоков больших размеров на известково-гравийно-песчаном растворе техникой бутовой кладки. Толщина стен у основания достигает 2 м, в наивысшей точке, постепенно сужаясь, стены имеют толщину 1,6 м, угол наклона стен имеет небольшие различия.  
     В первом нежилом ярусе башни не было обнаружено никаких следов вымостки и гидрофобной обмазки, напротив, прямо в помещение выходит природная известковая скала неправильной формы.  
     В толще западной стены проходит желоб, имеющий уклон внутрь. В южной стене каменный желоб имеет уклон наружу и располагается выше того, что наклонен внутрь. Регулировать перелив воды он не мог. Эти немаловажные факты говорят о том, что первый ярус башни не мог быть цистерной для сбора дождевой воды. Если даже наклоненный внутрь желоб и подавал воду в башню, другой, скорее всего, служил для сбросов жидких отходов. Примечательно, что у основания южной стены цитадели сохранилось отверстие прямоугольной формы, идущее в глубь кладки. Возможно, через него нечистоты из башни сливались за пределы крепости.  
     Большими фрагментами сохранилась цемяночная обмазка стен первого нежилого этажа. На этом факте основывается предположение, что первый этаж был частично забутован. Здесь, скорее всего, хранились в керамических сосудах запасы продовольствия и воды на случай длительной осады крепости. Запасы воды можно было пополнять в дождливую погоду через какое-то устройство для сбора воды, не дошедшее до наших дней. Собранная вода поступала по каменному лотку в сосуды, закопанные внутри, напротив этого устройства.  
     Башня завершается смотровой площадкой (главный наблюдательный пункт Анакопии), ее обрамляет парапет и четыре мощных угловых зубца (мерлона). Сохранившаяся иконография памятника не дает нам достаточно материала для определения размеров мерлонов. Однако, отказ от мерлонов еще более исказил бы вид и предназначение этого фортификационного сооружения. Исходя из этих соображений, мы применили прием реконструкции. С одной стороны, форма мерлонов говорит об их современности, в то же время подчеркивается функциональное предназначение, усиливающее эстетическое восприятие древней башни.  
     15 сентября 2006 г. станет памятной датой в новейшей истории Абхазии. В этот день был положен первый камень реставрации на участке стены между 5-ой и 6-ой башнями второй линии обороны Анакопийской крепости. Спустя немного времени, в июне 2007 г. президентом Абхазии С. В. Багапш был положен первый камень реставрации на восточной башне. К 15 летию со дня победы народа Абхазии в войне была закончена реставрация памятника и он был открыт для посещения.  


     Вторая оборонительная линия 
     Эта линия Анакопийской крепости была воздвигнута после Трахейского сражения. Она расположена ниже цитадели и состоит из южной, западной и восточной крепостных стен. Самая мощная из них – южная стена. У нее семь башен. Стена начинается у обрыва ущелья р. Псырдзха, пересекая склоны горы и спускаясь ниже, заканчивается над обрывом ущелья р. Мысра. Там находится юго-западная угловая башня и крепостные ворота. Позади башни имеется дополнительная стена. Она была сооружена позже – в 11 в. Перед воротами крепости была искусственная площадка. Позади главной башни имелся треугольный дворик с мощной стеной и дополнительными воротами. Названные семь башен были расположены через каждые 30-60 м и выступали чуть вперед из стен.  
     Раскопками в районе второй линии обороны найдены весьма интересные предметы и объекты. Среди них – остатки небольшого храма зального типа, печь для обжига извести, одиннадцать человеческих погребений с христианским обрядом захоронения, большое количество обломков посуды и др.  
     Со второй половины 7 в. происходит процесс возрождения абазгов. Абхазские племена консо-лидируются, создается Абхазское княжество. Оно лишь вассально зависит от Византии. Некоторые исследователи даже считают, что в конце 7 в правители Абазгии становятся почти самостоятельными. Именно в условиях Абхазского княжества в 7 веке и были воздвигнуты стены, башни и другие части второй очереди Анакопийского комплекса.  
     В VII веке и первой половине 8 в. Анакопийская крепость служила центром и мощным опорным пунктом Абазгского (Западноабхазского ) княжества.    
     Основные элементы внешней линии обороны – крепостную стену и ее башни – также относят к 7 веку. Например у юго-западного угла внешней оборонительной линии расположена четырех-этажная башня цилиндрической формы, построенная из кирпича , белого камня и раствора. Здесь применена строительная техника римлян и византийцев, заключающаяся в перемежающейся кладке белого камня с послоями кирпича. Нижние два этажа башни датируют 7 в. н. э., а верхние надстроили позже – в 11-12 вв.  
     К VII же веку относится строительство другой башни у южной стены внешней оборонительной линии. Она имеет полукруглую форму, сложена из известнякового камня с кирпичным поясом из семи рядов, снабжена прямоугольными бойницами.    

     Сражение с арабами у стен Анакопии  
     Арабы, появившиеся на политической арене в 30-е годы 7 века, воспользовались взаимным ослаблением Византии и Ирана. Они за сравнительно короткое время захватили целый ряд стран и народов Ближнего Востока.  
     В начале 30-х годов 8 века арабский халиф Хишам назначил правителем Закавказья Мурвана ибн Мухамеда 2. Ему была дана 120-тысячная армия. С помощью этой армии он должен был подчинить себе местные народы.  
     Мурван совершил разорительные походы в Армению (736-738 гг ) и Албанию (737-738 ). Эти опустошительные набеги явились самыми кровавыми и губительными для народов Закавказья. Не случайно, что армянские источники Мурвана ибн Мухамеда считают «разорителем», «проклятым»; а грузины его прозвали глухим – Мурван-кру ( кру – глухой ), т. к. был он глух к страданиям и мольбам народа.  
     Жестокие действия Мурвана преследовали цель подавить антиарабское движение, в которое в отдельности или совместно включались все народы Закавказья.  
В 736-738 гг. арабы разрушили многие города и крепости Восточной Грузии. После этого Мурван Кру опустошил Южную Грузию. Он установил там свой режим и отправился в Западную Грузию.
     Абхазы хорошо знали арабов еще задолго до походов Мурвана ибн Мухамеда. В разное время они оказывали помощь Армении и Восточной Грузии.  
И вот, новое, угрожающее нашествие арабов во главе с Мурваном ибн Мухамедом.
     Мурван, разорив всю Армению и Грузию, пришел вслед за картлийским правителем Миром и его братом Арчилом в Абхазию. Арабы хотели овладеть Абхазией и Эгреси, установить в этом регионе прочное свое господство, отделить их от Византии и Хазарии. А преследование Мира и Арчила явилось поводом для осуществления этого замысла.  
Самым надежным местом защиты Мира и Арчила явилась Анакопия. И в Анакопии началось поспешное приготовление и мобилизация сил абхазов и прибывших туда грузин.
Арабские войска тщетно пытались взять штурмом этот укрепленный город. В Анакопии в это время находилось 3тысячи воинов – 2000 абхазов и 1000 грузин. Но арабы не смогли их одолеть. Немногочисленный противник был мужественным и стойким. Неприступные стены Анакопии сорвали планы арабов. Тогда они решили взять крепость измором. Это тоже оказалось непосильной для них задачей. 6 месяцев защитники крепости отбивали атаки и штурмы во много раз численно превосходящего неприятеля.
      Но вот во вражеском лагере внезапно вспыхнула чума. Воодушевленные Божьей помощью защитники крепости разгромили все еще многочисленного, но упавшего духом завоевателя. Арабские войска не выдержали атак объединенных войск, и непобедимый полководец отступил из Абхазии, неся огромные потери.  
     Таким образом, огромным для тех времен войскам Мурвана ибн Мухамеда, «по численности равным темной туче саранчи и комаров», под Анакопией противостояло три, а в лучшем случае пять тысяч абхазов и грузин. А арабы в то время, кроме численного превосходства, имели хорошее вооружение, они были оснащены всеми видами тогдашнего вооружения, в том числе тяжелой осадной техникой – катапультами, баллистами, стенобитными машинами, зажигательными снарядами ( т. н. «греческим огнем» ). А их стальное оружие, которое изготавливалось в Дамаске, славилось во всем мире.  
     Противостоять грозной силе арабов, покоривших множество стран и народов, представлялось делом весьма трудным, даже невозможным. И не случайно, что перед началом Анакопийской битвы пессимистично настроенный Арчил сказал своему брату: «Этот город-крепость обречен на разрушение».  
     Но чума была не единственным обстоятельством, давшим анакопийцам возможность перейти к активным действиям. Во-первых, малочисленное воинство пребывало в хорошем боевом духе. Они вели справедливую борьбу, защищая свою землю и, кроме того, выступали как защитники христианства от посягательств мусульман. В какой-то степени война была «священной». Летописцы также обращают особенное внимание на «чудодейственную» силу Анакопийской иконы богородицы. «Не рукотворное писание, а ниспосланное свыше, о котором никому не известно, кто нашел его на верхушке той горы, омываемой с юга морем и окруженной болотистыми лесами».  
     И предстали Мир и Арчил пред той святой иконой пречистой богородицы, молились ей, пре-клонившись, говоря: «Выступим с надеждой на сына твоего, господа бога нашего, который рожден тобою, помолись ему за нас и пусть милость твоя сопутствует нам его».  
     И перед рассветом господь бог послал на сарацин зной южный, и заболели они кровяной холерой. В ту ночь явился Арчилу ангел божий, который сказывал ему: «Идите и сразитесь с огарянами, ибо я на них послал жестокую и истребляющую людей и животных болезнь. Когда выступите, тогда из их лагеря услышите голоса стона и рыдания. Вы же будьте храбрыми и обретете силу, уповая на бога».  
     Когда же рассвело, из их лагеря раздались голоса плача и рыдания. И тогда выступили абхазы, уповая на бога, для сражения; сразились, и господь бог даровал победу малочисленному христиан-скому воинству; от холеры погибло 35 тыс сарацин, а от меча – три тысячи. Мир был ранен копьем в бок; из христиан в этот день пало 60 человек. Лошади сарацин пали подобно срубленному лесу… Поспешно снялись и отступили….»  
     Но кроме божьей помощи и холеры есть и другие факторы способствовавшие победе абхазов. Решающую роль сыграла Анакопийская крепость, ее выгодное стратегическое положение и неприступность, давшая возможность мужественным защитникам крепости выстоять перед страшной силой завоевателей. Система оборонительных линий Анакопии возникла на опыте многих осад.  
     После этого поражения враг под натиском местного населения вынужден был покинуть преде-лы Абхазии и Эгриси.  

     Анакопия в 8-10 вв
    В VII в и до последней четверти 8 в Анакопия, вместе со своей знаменитой крепостью, являлась не только столицей Абазгского (Западноабхазского ) княжества, но была одним из значительных экономических, административных и культурных мест всего Западного Кавказа.      
    В VII-VIII вв происходит интенсивный процесс консолидации абхазских племен-народностей. Абазгское княжество постепенно расширяет свои границы, усиливается в экономическом и политическом отношениях.    
    В 70-х годах 8 в абхазский владетель Леон 2 вышел из-под зависимости Византии, воспользо-вавшись ее внутренними смутами, объявил себя царем абхазским. Создается Абхазское царство. Леон 2 был внуком хазарского царя и при поддержке хазар он сумел объявить себя царем.  
    В начальный период становления Абхазского царства Анакопия оставалась его столицей. Затем стольным городом стал Кутаис. Но и после этого Анакопия продолжала оставаться крупным центром и портом в Абхазском царстве. Территория Анакопии расширялась и застраивалась новыми жилыми домами и общественными зданиями.  
Абхазское царство имело достаточно тесные торгово-экономические связи с соседними и более отдаленными странами. Об этом свидетельствуют найденные на его территории монеты разного происхождения, относящиеся к различным столетиям раннего средневековья. Особый интерес представляют арабские и византийские монеты.
    В VIII-X вв. значительное развитие получает здесь ремесленное производство, гончарное ремес-ло, керамическое производство.    
В этот период одно из ведущих мест в ремесленном, в частности керамическом, производстве занимала Анакопия. Основные центры производства керамики в средневековой Абхазии сосредото-чены были в Сухуме и Анакопии. Об этом свидетельствуют предметы кухонной керамики, найденные в слоях 8-10 вв Анакопийского городища.
    В VIII-IX веках на склоне Анакопийской горы, как и в прибрежной части города, имелись значи-тельные жилые постройки. Так, в раскопанных террасах на территории крепости обнаружено множество обломков строительного материала, черепица, кирпич, тесаные камни, куски штукатурки из известкового раствора с мелким песком. В этом же слое были также найдены известняковые колотые камни, морской гравий. По этому материалу предполагают, что в означенные столетия некоторые башни крепости были значительно разрушены и вновь восстановлены.    
     К концу раннего средневековья частично достраиваются и совершенствуются некоторые элементы Анакопийского оборонительного комплекса.  
В раннее средневековье Анакопия являлась одним из центров христианства на Западном Кавказе . Здесь имелись храмы 6-7 веков, о чем свидетельствует характер декорации анакопийских плит, близость их мотивов к раннехристианским. Более того, в Анакопии в 8 веке уже существовал храм. Это подтверждает сообщение о том, что осажденные арабами защитники города пользовались чудесным покровительством иконы Божией матери. Несомненно, что крепость, хранящая чтимую икону, имела и церковь.
Интересным архитектурным и культовым сооружением раннего средневековья является храм Симона Кананита. Он расположен у Новоафонского водопада. Согласно древним легендам внутри храма были захоронены мощи апостола Симона Кананита.


     Анакопия в 10-11 вв.
     В X-XI вв. Анакопия являлась одним из крупных экономических и культурно-христианских центров Абхазии.      
В это время к основному комплексу Анакопийской крепости были построены некоторые дополнительные укрепления. Так, позади юго-западной угловой башни второй линии обороны имеется дополнительная стена.
     В пределах второй линии крепости были обнаружены остатки храма зального типа. Внутри его были найдены обломки черепицы, черепки посуды, кусочки стеклянных сосудов, византийская монета 11 в., а также человеческие погребения. В одном из них лежали бронзовые пуговицы и металлический бубенчик. Сам храм и находившиеся внутри него погребения относятся к 10-11 векам. Вне стен этого храма были вскрыты также значительные вещи: фрагменты плоских черепиц, обломки амфорной посуды, черепки пифосов, кувшинов, горшков, кусочки стеклянных сосудов, три византийские монеты X-XI вв. и т. д.    
      Всего внутри храма и его стен найдено семь погребений, где были захоронены представители местного населения. Кроме того, на участке южной стены внешней линии обороны Анакопии обнаружили еще одно погребение без вещей. Оно аналогично по обряду захоронения другим христианским могильникам и датируется приблизительно 11 веком. К этой же эпохе относятся обнаруженные в культурных слоях двух башен второй линии обороны два железных креста с заостренными концами. Предполагают, что они принадлежали войсковому или церковному знамени. Предполагают также, что храм зального типа, древняя часть базилики которого была построена еще в начале раннего средневековья, подвергся перестройке и реставрации в 11-12 вв. реставрация более древнего и строительство храма, а также кресты и эпиграфические памятники свидетельствуют о процветании здесь христианства в эпоху зрелого феодализма.  
     В X-XI вв. укреплялись и достраивались некоторые основные башни крепости. Так, четырех-этажная башня южной стены внешней линии обороны в раннем средневековье состояла из двух этажей, а в 11 в. надстроили верхние этажи.    
     Следует остановиться и рассказать о Главной Восточной башне, что внутри цитадели. Научный спор о ее предназначении и времени строительства был исчерпан благодаря раскопкам, проведенным заповедником в 2004 г. с привлечением ученых археологов из Санкт-Петербурга. Данные исследования показали, что башня была выстроена в середине 11 в. в оборонительных целях.  
      В этот период в Абхазии основными видами местной промышленности были гончарное и кузнечное ремесло. Одним из таких ведущих центров ремесла являлась Анакопия. Позже Анакопия потеряла кузнечное ремесло, но уже сейчас оно восстанавливается и на территории нашего историко-архитектурного заповедника сейчас действует кузня.  
Металлообрабатывающее ремесло, сосредоточенное в таких городах, как Анакопия и Цхум, развивалось в тесной связи с прилегающими к Абхазии областями Закавказья, Северного Кавказа, Крыма и других регионов. Раскопками в Анакопии были найдены серповидные пилы, применявшиеся в сельском хозяйстве для расчистки полей от ненужной растительности, ножи, ножницы, топоры, наконечники стрел, сабли, стрелы, долото.
      Об экономических связях Анакопии с соседними и более отдаленными городами и странами в 10-11 вв. говорят найденные здесь монеты. На лицевой стороне этих монет – изображение Иисуса Христа. А на обратной стороне их имеется надпись: «Христос – царь царей».  
      Одна византийская серебряная монета имела греческую надпись с именем императора Кон-стантина Мономаха ( 1042-1054 ). Она относится к 40-м годам 11 в. и считается редким экземпляром в Закавказье. Известна также плита с ценной надписью на греческом языке, датируемой 40-ми годами 11 в.  
В верхнем слое второй оборонительной линии Анакопии была найдена грузинская серебряная монета. Ее края обломаны и стерты, от круговой надписи сохранились лишь фрагменты. Лицевая сторона содержит изображение богоматери с воздетыми руками и нимбом вокруг головы. Ее датируют пределами 1081-1089 гг.
     В X в. вокруг Анакопии произошли значительные политические события. Этот город-крепость часто становился объектом споров и столкновений между Византийской империей и Грузинским государством, в состав которого входило с последней четверти 10 в. и бывшее Абхазское царство. У царя объединенной Грузии Георгия 1 ( 1014-1027 ) было двое сыновей – Баграт и Дмитрий.    
     Дмитрий родился от второй жены Георгия – Алды, которая являлась дочерью осетинского царя, а Баграт был сыном Марии, первой супруги «царя абхазов и грузин» Георгия. После смерти Георгия 1 в 1027 г. воцарился старший сын его, Баграт. Между тем, Алда со своим сыном Дмитрием проживала в Анакопии. В первые годы царствования Баграта 4, около 1032 г или 1033г., царевич Дмитрий, при поддержке части абхазских феодалов и византийцев, добиваясь захвата престола, поднял мятеж против своего брата. Но мятежники – царевич Дмитрий, его мать и местные вельможи – потерпели поражение; царь Баграт 4 сохранил свою власть. Так, вельможи хотели использовать против Баграта его сводного брата Дмитрия, но не смогли добиться цели.    
      После поражения Дмитрий и его мать Алда, вместе с поддержавшими их людьми, эмигрирова-ли в Византию, передав заодно и Анакопию в распоряжение импераратора Романа Аргира. Таким образом, город-крепость Анакопия, с прилегающими к нему землями, в начале зо-х годов 11 в. перешел во владение византийцев.  
Византийцы проявляли большой интерес к Анакопии. Император Роман Аргир за эту крепость удостоил царевича Дмитрия «чести магистра», т. е. высшего титула служилой знати в средневековой Византии.
      Город-крепость Анакопия долгое время оставалась в руках византийских императоров. Имен-но в это время и была выстроена Главная Восточная башня.  
Долгие годы Баграт 4 не имел возможности мобилизовать силы для освобождения Анакопии.
Народная память сохранила множество красивейших легенд о неприступности Анакопии, об отваге и мужестве ее защитников. Согласно им лишь однажды хитростью и вероломством нанесли поражение защитникам Анакопии. Случилось это во время царствования Баграта, гласит легенда.
      « В смутное время правил царь Баграт. Неприятель тревожил его земли. И жил народ очень бедно, и от того было среди народа большое волнение. А у Баграта был брат, который страшно завидовал своему венценосному брату. Зависть и повела его по пути предательства. Через мать свою, вероломную царицу, договорился он с греками. и однажды пристали греческие корабли к земле Апсны, и под покровом ночи, не встретив сопротивления, вошли в крепость неприятельские воины. но лишь день они владели крепостью. Убоялся Дмитрий гнева своего брата, бежал в Константино-поль, взяв с собой многие богатства и племянницу начальника крепости Анакопий-пха. Минуло пять или десять лет, прошел по земле Апсны слух, что хочет возвратитсься на родину Анакопий-пха и что везет она дяде своему подарки, ибо вышла она замуж за богатого купца и владеет она несметными сокровищами. Радостью наполнились сердца жителей Анакопии, когда увидели они 10 кораблей, что привезли Анакопий-пха и подарки. Встретил народ ее с великими почестями. И был большой праздник в тот день, с пирами и военными играми.  
     А под вечер, когда солнце окунулось в море, повелела анакопий-пха с кораблей подарки пере-везти в крепость: на каждой арбе подва огромных сундука. а сундуки эти складывали у высокой башни. Пообещала Ан-пха, что на завтра будут розданы подарки. и разошелся народ по своим домам. Наступила ночь, все заснули. Не спят лишь Анакопий-пха и ее верные слуги6 готовятся они завершить коварный план, который внушил им хитрый брат Баграта. И вот уже они пробираются под покровом ночи к башне, где лежат сундуки с подарками и вскрывают их. А в каждом сундуке по два вооруженных воина встают воины, берут в руки факелы. И вот уже их легион . Огласилась тогда крепость Анакопийская боевыми криками и началась великая резня. Крепость была захвачена за один час. Долгие годы она была под властью византийцев…»    
      В средине 40-х 11 века царевич Дмитрий с византийскими войсками вступил в Картли. Его активно поддерживала часть крупных феодалов. Однако им было оказано стойкое сопротивление, и они не сумели овладеть крепостью Атени. Царевич Дмитрий с войсками императора вернулся в Византию. Мать царевича Дмитрия, Алда со своим внуком Давидом (сыном дмитрия ) вынуждена была после этих событий покинуть Анакопию и переехать в Осетию. По всей вероятности, Алда заблаговременно узнала о том, что Баграт 4 намеревался в скором времени напасть на Анакопию и изгнать византийцев. Около 1046 г Баграт 4 попытался силой оружия освободить Анакопию из-под византийской власти. В этом деле основной опорой грузинского царя было местное абхазское войско Цхумской области.  
      Тбилисский эмират, в то время все еще подчинявшийся арабам, находился вне власти грузин-ского царя. Воспользовавшись удобным моментом, передовые люди Восточной Грузии после смерти арабского провинциального чиновника мобилизовали антиарабские силы для освобождения Тбилиси; Баграту, возглавившему эту борьбу, пришлось уехать в кутаиси, где он собрал местные силы и двинулся с ними в Картли. Продолжение осады Анакопии было поручено Цхумскому воеоводе Отаго Чачас-дзе, вероятно, из феодального рода Чачба. Однако по всему видно, что местным силам и на этот раз не удалось изгнать византийцев.  
      Таким образом, Анакопия и после 40-х годов 11 в. долгое время принадлежала византийцам. Она оставалась одной из баз на побережье. Ее стратегическое положение внушало византийцам мысль ремонтировать укрепления и строить новые крепостные здания. В общей сложности Анакопия находилась в руках византийцев около ста пятидесяти лет. За это время в Византии правили 11 императоров. Но в конце концов она была вынуждена покинуть Анакопию. В связи с натиском турок-сельджуков, внутреннее и внешнеполитическое положение Византии было значительно ослаблено, и она не в силах была удерживать Анакопию. Окончательное изгнание византийцев и освобождение Анакопии произошло при сыне Баграта 4, царе Георгии 2.  
      Окончательное изгнание византийцев имело место в начале 80-х годов 11 века, в последние годы царствования Геогия 2. Это было уже видимо, в первые годы правления византийского императора Алексея 1 Комнина.  

     Приморская линия обороны Анакопии  
     Освобождение в Х1в. «главной крепости Абхазии» Анакопии от византийского владычества Георгием П в грузинской летописи отмечается как важное событие в истории абхазского народа. В это время Анакопия благоустраивается. Реконструировались и старые здания, а оборонительные сооружения совершенствовались дополнительными укреплениями. Черта города стала доходить до самого моря, где была устроена удобная гавань. Весь город обнесли новой оборонительной стеной, проходящей вдоль берега. Эта стена, ныне почти вся разрушенная морским прибоем, являлась четвертой линией обороны Анакопии. Третья линия обороны проходила от воротной башни второй линии по правому берегу р. Мысра (Агца) до берега моря и заканчивалась башней на естественной возвышенности над берегом моря.  
     На месте современного Нового Афона находилась колония Генуэзской республики - Никофия (Nicofia) на реке того же названия (flum de aicofia). От этой колонии достаточно хорошо сохранилась Генуэзская башня в углу между устьем реки Псырдзхи и морем. Известный французский путешественник Ф. Дюбуа де Монпере в 30-х годах Х1Х века застал здесь еще две башни и стены. В других источниках авторов ХIХ века можно прочитать и о замке на берегу моря, представлявшем собою башню с четырьмя выступами по углам.    
    Логично предположить, что нижний крепостной комплекс с более поздней Генуэзской башней являлся четвертой линией обороны древней Анакопии и был построен в период расцвета Абхазского царства (Х-ХI в.в.). Из ранее существующего крепостного комплекса до наших дней дошла (часть ?) башни. Все остальное было разобрано как строительный материал при создании нижнего монастыр-ского комплекса в конце Х1Х века. Памятник археологически не изучался.    

     Анакопия в 12-18 вв.  
     Как известно, в 8-15 веках в ряде пунктов побережья Абхазии существовали генуэзские торго-вые фактории. Они были в Гаграх, в Пицунде, в районе Гудауты, в Новом Афоне, в Сухуме... 
В административном отношении эти абхазские торговые пункты, как и все генуэзские факто-рии на побережье Черного и Азовского морей, подчинялись городу Каффе ( Феодосия ). В определенное время Сухум являлся резиденцией протектора всех генуэзских факторий на Кавказском побережье.
     Генуэзский торговый пункт, расположенный в Новом Афоне, являлся достаточно крупным факторием. Здесь итальянские купцы скупали у местных феодалов лес. Это были такие ценные породы древесины как самшит, красное дерево, каштан, грецкий орех. Они покупали также мед, воск, продукты земледелия и скотоводства, и, особенно, живой «товар» – рабов. Взамен генуэзцы местному населению привозили оружие, предметы быта, роскоши, ремесленного производства. Об известности и значении здесь генуэзского торгового пункта свидетельствуют итальянские карты 14 в. На этих картах в разных формах встречается название Анакопия. Она обозначается как Никофия, Никопсия, Анакуфа и даже Анакопия.  
В средневековье Анакопию также называли Акалифис, Ниосохия, Никополь, Ахейзос, Нико-пия, Никопсис, Анакопси, Пханакопи.
     Но со второй половины 17 в., в Абхазии усиливается турецкая экспансия. В Абхазии постепен-но искореняется христианство. Анакопия опустела. Ее роль как крепости и религиозного центра стала незначительной. События 19 века (Русско-Кавказская и Русско-турецкие войны) имели трагическое значение для абхазского государства и его народа. В 1864 г. Абхазское княжество было упразднено, местное население вынуждено было покинуть Родину, а их земли щедро передавались новым колонистам. Так земли вокруг Анакопии были переданы Новоафонскому монастырю.  
     В начале XX века монахи Новоафонского монастыря частично разрушили стены крепости, возле южной стены построили жилой дом и здание гостиницы. Входную калитку снабдили лестницей, провели сюда дорогу. При ее строительстве они также повредили некоторые элементы второй линии обороны. Тогда же появилось нынешнее название города – Новый Афон, что значит «тихое, беззвучное место».    

     Заключение 
     Более углубленные знания об истории Абхазии и Анакопии вы можете почерпнуть, посетив другие маршруты заповедника. Так историческое ущелье р. Псырдзха запомнится вам уникальной природой и его христианской историей, а Музей Абхазского Царства посвятит вас в летопись зарождения и развития Абхазской государственности с древних времен по наше время.  
     Научно-популярные издания заповедника из серии «Путешествие в глубь веков» познакомят вас с последними научными открытиями и красочными рисунками передадут неповторимые образы памятников и ландшафта.  
     Несмотря на кажущуюся освоенность и изученность, весь Кавказ еще полон тайн и загадок. Вызывают восхищение его рукотворные чудеса – памятники архитектуры и истории. Потрясают воображение природные феномены, связанные с ландшафтами, растительным и животным миром. Новый Афон лишь звено в этой цепи – его многовековая история также хранит еще множество неизведанного, того, что еще только предстоит открыть и изучить.  
До новых встреч, дорогие гости.

Литература  
1. Амичба Г. А. Новый Афон и его окрестности: исторический очерк. – Сухуми: Алашара, 1988.
2. Амичба г. Культура и идеология раннесредневековой Абхазии ( 5 – 10 вв. ). – Сухум: Ала-шара, 1999.
3. Петрозашвили Р. У стен Анакопии: историческая повесть. Сухум: Алашара, 1983.
4. Пачулия В. П. Черноморское побережье Кавказа. – М.: Профиздат, 1980.
5. Пачулия В. П. Абхазия – край туризма. – Сухуми: Алашара, 1975.
6. Новый Афон. – http/www. apsny. ru/
7. Абхазия: фотоальбом

Контакты: +78402458050, +78402458130  
info@afon-abkhazia.ru

 

 

   

 

Официальный интернет-ресурс Национального Новоафонского историко-культурного заповедника "Анакопия". Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с абхазским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых публицистических, аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на www.afon-abkhazia.ru. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на www.afon-abkhazia.ru обязательна. Адрес электронной почты редакции: info@afon-abkhazia.ru .

Создание и поддержка: Редакция-администрация ННИКЗ "Анакопия". Разработка и техническое сопровождение © NewTechnologies.abkh +7 (940) 9258589

Абхазия, Сухум, 2011-2016 г.