События

К СОЛНЦУ, К МОРЮ НА ПРИРОДУ! 29.06.2012

К СОЛНЦУ, К МОРЮ НА ПРИРОДУ!

Что должен знать заграничный турист, собирающийся на отдых в Новый Афон.

Конец июня – разгар сезона летних отпусков. Абхазия возвращает себе славу излюбленного места отдыха для россиян, спустя годы открывающих для себя другую, новую страну. За последние несколько лет прослеживается тенденция увеличения числа людей, отдыхающих в Абхазии, что естественным образом стимулирует строительство гостиниц, гостевых домов и необходимой инфраструктуры. По-прежнему, наиболее предпочтительными местами отдыха остаются Гагра, Пицунда и Новый Афон. В тоже время расширяется география познавательных экскурсий по территории Абхазии. Ни для кого не секрет, что по насыщенности уникальными природными ландшафтами и историко-культурными памятниками наша страна может претендовать на лидерство. Активнее развивается горный туризм, осваиваются новые направления в Бзыбском и Кодорском ущельях. Любознательные туристы пробиваются в ранее не освоенные места восточной Абхазии: г. Ткварчал, с. Моква и с. Бедия. Регулярными становятся посещения Лыхненского храма Пресвятой Богородицы, Каманского монастыря. Развитие туризма обязывает принимающую сторону к созданию полноценной информационной базы, раскрывающей все предложения и возможности, а турист волен выбирать наиболее предпочтительные для него направления.

 

Абхазия  - страна древнейшей истории и культуры. Ее многочисленные материальные и духовные памятники свидетельствуют о долгом и непростом пути развития народа, о значительных политических успехах и трагических поражениях.

Впервые посетившему Абхазию путешественнику бросаются в глаза неповторимые краски живой природы, сочетающей контрасты приморской субтропической полосы с возвышающимися над ней холмами и величественной цепи неприступных гор, подпирающих своими заснеженными вершинами небеса. Многоярусный рельеф рассекают многочисленные ущелья с бурными, своенравными реками и временами безводными ручьями, наполняющимися бешеными потоками в сезон паводков. Миллионы лет вода устремляется к морю, соскальзывая с уступа на уступ, образуя заторы и водопады, прорывая препоны на своем пути. Эта извечная борьба не знает ни победителя, ни побежденного. Лишь огромные полости, вымытые в известковых массивах, являются ярким триумфом водной стихии, захватывающим дух зрелищем подземного мира пещер и залов, многочисленных на территории города Новый Афон и его окрестностей.

Новый Афон – Анакопия –  располагается в центре современной Абхазии, заполняя древнюю пойму реки Псырдзха и окружающие ее возвышенности. Самой знаменитой из них является Анакопийская (Апсарская) гора, заглядывающая в морские горизонты с высоты 345 м. над у. м.. Словно бастион, она уходит своими крутыми склонами в ущелья рек Псырдзха с востока и Мысра (Агаца) с запада, преграждая путь в древнее славное поселение Анхуа и во всю внутреннюю Абхазию. Именно поэтому наши предки основали замок под названием Анакопия на этой вершине.

Северо-восточнее, почти напротив Апсарской горы возвышается лесистая гора под названием Акую или Афонская (500 м. над у. м).

Путешествующему морем издали открывается горная цепь, начинающаяся далеко на востоке. Постепенно понижаясь уступами, она опирается на Акую, затем снова стремится вниз, чтобы окунуть свои ноги в морской волне. Это и есть Псырдзха-Гумищхинский массив, описанный византийским летописцем Прокопием Кесарийским в VI в. н. э.  «За пределами апсилов, у входа в Авасгию, есть местность такого рода расположения. Гора высокая и к Кавказу простирающаяся понемногу спадает и, наподобие лестницы склоняя хребет (понижаясь), достигает и кончается у Понта Эвксинского. В нижней части этой горы авасги некогда лагерь мощнейший и широчайший соорудили. Они имели обыкновение здесь искать убежища и защищаться от вторжения врагов, используя трудность непреодолимого места».

Летописец упоминает крепость Трахею, что по-гречески означает суровокремнистая. Именно такой предстала Анакопия пред ромейским карательным отрядом, направленным сюда командующим войск Армении и Востока Бесса для покорения отколовшихся абазгов.

Как бы противоречиво не выстраивалась историческая судьба народа, последующие поколения неизменно вглядываются в прошлое в поисках опоры для современного развития. Может, поэтому не была предана забвению славная и трагическая судьба Анакопии, начинавшаяся замком на вершине горы, именуемым ныне цитаделью. Проходили века, крепость разрасталась, уже на рубеже VII - VIII вв. появилась вторая линия обороны, опоясавшая гору с трех сторон. Анакопийская крепость со своими двумя основными оборонительными линиями занимает свыше 70 000 кв. метров площади. Ее защищали мощные стены, укрепленные многоярусными башнями. В цитадели их было три, две из них дошли до нашего времени. Утраченная надвратная башня возвышалась над входной калиткой, снабженной в древности подъемным мостиком. В цитадели сохранился раннесредневековый полуразрушенный храм. С южной стороны к храму примыкает осадочный колодец. Он выдолблен в скале и облицован известняковым камнем. Колодец этот неиссякаемый, и считается одним из «чудес» нагорной крепости.

Особого внимания заслуживает восточная башня цитадели, донжон – наблюдательный и командный пункт, последний оплот  светской и военной знати в случае падения крепости.

Здесь можно было прятать запасы воды и провианта, укрываться долгое время в ожидании помощи со стороны.

Башня представляет из себя четырехугольное строение с наклоненными внутрь стенами толщиной от 2 до 1,2 м, достигающими 16 м. в высоту.

Башня завершается смотровой площадкой (главный наблюдательный пункт Анакопии), ее обрамляет парапет и четыре мощных угловых зубца (мерлона).

15 сентября 2006 г. станет памятной датой в новейшей истории Абхазии. В этот день был положен первый камень реставрации  на участке стены между 5-ой и 6-ой башнями второй линии обороны Анакопийской крепости. Спустя немного времени, в июне 2007 г. президентом Абхазии С. В. Багапш был положен первый камень реставрации на восточной башне. В  2008 году к 15 летию со дня победы народа Абхазии в Отечественной войне была закончена реставрация памятника и он был открыт для посещения. Так начался новый отсчет ее древней истории.

 

Новый Афон – в переводе с греческого тихое, беззвучное место. Именно таким и предстал он перед монахами Пантелеимоновского монастыря, прибывших из греческого Афона в 1875 г. для разыскания места на Кавказе для новой обители.

Из-за морского горизонта они рассматривали живописный берег  и прибрежную долину, лежащую амфитеатром в окружении горной цепи. Может, знамение свыше ускоряло ход небольшого парусного судна к галечному берегу устья реки Псырдзха, где и высадились первые монахи с греческой земли. Уверенные ранее, что нигде не может быть земли краше их родины, они долгое время стояли завороженные буйством природы, смелыми мазками раскрасившей все вокруг. Что-то подсказывало, что лучшего места им во всем мире не сыскать. Всюду, куда не коснулся бы глаз, вырывались к солнцу сквозь густую щетину растительности нежные побеги, увенчанные прекрасными цветами. Дикие пчелы, не вдаваясь в дела сварливых птиц,  роились над цветниками, добывая себе пропитание. Здесь у студеных родников, выбивавшихся сквозь толщу известковых пород утоляли жажду и люди и животные – полноправные насельники дикой природы. Испокон веков абхазы чтили  лесного Бога Ажвейпшаа – хозяина диких лесов. И никто не смел, не испросив Его милости, пустить стрелу или копье в зазевавшуюся или отслеженную дичь.  В этом райском месте, где Создатель заложил Эдемов Сад и оставил наказ чтить Имя Свое, принялись творить словом и делом прибывшие сюда иноки. Словно младенец, оторванный от матери и неведающий о своем прошлом, они пришли на землю, задолго до них  отданную предкам абхазов самим Богом, и с чистого листа начали вести свою летопись времени. Абхазский берег им казался диким и необузданным, как когда-то ранее он воспринимался другими, приходившими сюда за своим счастьем. Колонисты расположились на временное жительство в древней прибрежной башне, позже переделанной ими в гостиницу для почетных гостей.

Уже через 20 лет после основания монастыря Анакопия преобразилась до неузнаваемости. Венцом нагорного монастыря явились 50-ти метровая колокольня и собор по проекту  архитектора Никонова, законченный в 1900 г. Вскоре после этого вытесняются исконные названия местности Анакопия, Псырдзха, и становится официальным название Новый Афон. Анакопийская крепость не избежала преобразований. Монахи назвали ее именем «святой горы», надстроили над старой западной башней деревянную часовню, в которой поместили список иконы «Иверской Богоматери», главной святыни Пантелеимоновского монастыря в греческом Афоне. Отсюда и пошло название «Иверская гора», с ревностью подхваченное богомольцами. Сто с лишним лет назад, побывавший в этих местах  Антон Павлович Чехов, заметил: «Кто побывал в Новом Афоне и не посетил Иверскую гору, подобен тому, кто был в Риме и не видел в Ватикане римского папу».

27 ноября 1875 г. распоряжением Российского императора Александра III развалины храма Симона Кананита были переданы Ново-Афонскому  Симоно-Кананитскому монастырю, и иноки приступили к его восстановлению. Восстановление церкви они закончили в начале 1882 г., и 10 мая  этого же года храм был освящен.  Он становится действующим. При этом большая часть стен  была забелена, над западным притвором надстроена колокольня. Был видоизменен барабан и купол храма, форма карнизов, высота и уклоны линий кровли.

В настоящее время храм св. ап. Симона Кананита (IX в.) является действующим. По старой христианской традиции сюда приходят поклониться и испросить счастья в супружестве, любви и благополучии. Православная церковь празднует день памяти  святого 23 мая. В этот день в храме проводится божественная литургия с крестным ходом. Тысячи верующих принимают участие в празднике, неизменно приходя на место, где последние годы жизни провел проповедник.

Путь к келье святого проходит вдоль русла р. Псырдзха, по исторической тропе в живописном ущелье, где прохладно даже в необычайно жаркие летние дни. Оставив позади водопад и плотину, сооруженную по проекту и под руководству инженера И. С. Веняжского в 1882 г., огибаем исскуственное озеро по каменной тропе и выходим на железнодорожную станцию Псырдзха. Внизу голубым сиянием манит спокойно перетекающая водная зябь небольшого водоема.

Вот мы у входа в Национальный Новоафонский историко-культурный заповедник «Анакопия», созданный в 1990 г. группой энтузиастов-краеведов. Заповедник вобрал в себя все памятники истории и культуры на территории Нового Афона и его окрестностей и призван сохранять и пропагандировать поистине бесценное наследие прошлого. Из искусственного бассейна проницательно выглядывает рукотворная черепаха – символ мудрости и долголетия. Ее омывает холодная родниковая вода и спешит в речное русло слиться с потоком.

Река Псырдзха (карстовый источник), вдоль которой проходит выложенная камнем тропа, считается одной из самых малых в мире. Ее протяженность составляет около 3-х км., а дальше, преодолевая пороги и валуны, огибая подножие горы Акую, на 14 км. тянется сухое русло.

И по сей день богомольцы почитают грот Симона кананита, как главную святыню Нового Афона. Они неизменно подходят и к  лобному  месту, где согласно легенде был убит святой апостол. Внизу, на дне реки, отливают красными вкраплениями камни, вымываемые потоком из под скалы. Они  напоминают верующим о несмываемой крови святого. Недалеко от лобного места можно увидеть еще одну христианскую святыню – наскальный след Симона Кананита. Согласно легенде, бытующей в народе, старец оставил на этом камне след, дабы убедить местных жителей в том, что он один из апостолов Христа.

За истекшие 10 лет преобразилось историческое ущелье Р. Псырдзха, именно столько времени назад был воссоздан историко-культурный заповеднику «Анакопия». Заброшенные  и заросшие колючим кустарником тропы  были расчищены и расширены, облицованы диким камнем, обустроены родники и места отдыха, восстановлены разрушенные временем ступени к пещере святого, облачены в кованые перила мостики и дорожки…

Сообщения позапрошлого века свидетельствуют, что река Псырдзха заполняла низлежащую пойму и заболачивалась, что порождало нездоровые испарения в летнюю жару, малярию и другие смертельные болезни. Упорным трудом сотен человек -  насельников и паломников монастыря были устроены пруды, а для сброса лишней воды прорыто новое прямолинейное русло. Достаточно сложная гидротехническая система была налажена, безусловно, талантливым человеком, не имевшем инженерного образования, отцом Иероном. Перетекая  из одного в другой, и сегодня вода обходит все семь прудов, нигде не ускоряясь и не застаиваясь. Здесь все умиротворенно и божественно. Тенистые аллеи парка, пересеченные арочными мостиками, проходят  вокруг прудов. На более открытых участках не устают радовать посетителей парка благоухающие цветники.

Рядом с Водосвятной часовней вдоль кромки воды протягивается ряд плакучих ив, купающихся в воде своими серебристыми ветвями. Огромные кедры, секвои, кипарисы сжаты любовными объятиями вечнозеленых лиан, пробивающих лохматые верхушки пленников своими побегами и цветами. То там, то здесь открываются ставшие уже привычными стволы и раскидистые ветви финика Канарского и Вашингтонии нитеносной, в народе называемой слоновой пальмой. Под ними яркими огоньками сияют многоцветные магнолии. Водную гладь прудов крейсируют большие группы лебедей и их выводка, удивляя и радуя многочисленных гостей Нового Афона. Такими библейскими сценами заполнено все пространство некогда тихого, беззвучного местечка.

Яркое наследство досталось Советской власти, установившейся в Абхазии в 1921 г. Спустя три года, в 1924 г. монастырь был закрыт, его имущество конфисковано в пользу государства. Территория монастырских насаждений была объединена в совхоз Псырдзха, обеспечивавший трудящихся большой страны цитрусовыми плодами. Многочисленные постройки города, рассчитанные на прием паломников и посетителей, переоборудовались для отдыха трудящихся. В зданиях бывшего монастыря разместился дом отдыха «Псырдзха». Тогда и началось строительство советского курорта Новый Афон. Во второй половине 20-х годов было построено здание морских ванн (водолечебница), амбулатория, больница, аптека. С 1932 года началось расширение и благоустройство курорта Псырдзха, в нижнем монастыре организуется санаторий «Абхазия».

В 1938 г. Новый Афон приобретает статус поселка городского типа и превращается в здравницу союзного значения.  Курортному развитию города способствовал климат влажных субтропиков с уникальными бальнеологическими особенностями, оказывающими целебное влияние на здоровье человека.

Всемирную известность получил Новый Афон благодаря открытию местного жителя Гиви Смыр, нашедшего в 1961 г. Анакопийскую пещеру, известную ныне под названием Новоафонский пещерный комплекс. Пещера исследовалась экспедициями специалистов–спелеологов и уже в 1975 г. была обустроена для массового посещения.

Современный Новый Афон развивается в ногу со временем, бережно храня память о своем многовековом прошлом. Исторический город, вобравший в себя духовность многих поколений, от традиционных верований абхазов с многогранным комплексом почитаемых святынь до христианских  реликвий, венцом которых можно считать Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь, обязывает к развитию разностороннего туризма. Помимо оздоровительного отдыха, здесь важно сочетание и культурно-познавательного и паломнического туризма. Государственное учреждение - Национальный Новоафонский историко-культурный заповедник «Анакопия», объединивший наиболее значимые исторические, архитектурные и природные комплексы на территории и в окрестностях Нового Афона, призван сохранению, изучению и пропаганде этого наследия.

Для освещения многогранных (светского и религиозного) аспектов исторического развития Анакопии – Нового Афона, в наиболее посещаемом месте города, у храма св. ап. Симона Кананита в 2010 г. был организован Музей Абхазского Царства.

В экспозиции музея представлены палеонтологические, археологические и этнографические предметы, материалы, показывающие историю абхазской государственности, исторические реконструкции военного и охотничьего снаряжения абхазов, макет абхазской усадьбы, дореволюционные виды Анакопии-Нового Афона, выдающиеся личности и типажи абхазов.

Читатель, проделавший долгое путешествие по страницам текста! Подозреваю, что вы проголодались. Может, заглянем в одну из апацх, где над черепичной крышей клубятся струйки дыма и пахнет пряностями абхазской кухни, приобретающей все большее число почитателей в разных уголках нашей планеты. Именно с абхазским застольем связано много красочных традиций, формировавшихся на этой земле длительные века. 

Кухня любого народа обусловлена географическими и природно-климатическими факторами,   напрямую зависит от традиционного хозяйственного уклада.

В этом случае абхазская кухня уникальна, потому как в ней сохранилась память о древнейших формах жизнедеятельности, во главе которых стояло собирательство. Климатические условия Абхазии способствуют использованию  даров  дикой природы. Ягоды,  плоды, корневища, цветы и побеги  диких растений неизменно входят в ее рацион.

Главное блюдо абхазов – абыста (мамалыга) - первоначально приготовлялась из перетертых каштанов, которые в изобилии  созревали в лесах Абхазии. Даже в недавнее время мамалыга, сваренная из каштанов, считалась лучшим блюдом для почетного гостя. Рощи грецкого ореха покрывали склоны и долины, из него абхазы и поныне  делают специальные соусы,  добавляемые в салаты и прочие блюда.  Острые приправы, соусы из дикой алычи и барбариса, салат из зеленых побегов  сассапареля с перетертым орехом, многообразные соления из корневищ и овощей, твердые сыры и заквашенное молоко – поистине «реликты»  абхазской кухни. Ну, а абхазская аджика, придающая еде остроту и жгучесть, уже давно пользуется спросом во всем мире.

Любое кушанье из овощей, мяса и молочных продуктов абхазы сдабривают аджикой, пряностями, острыми приправами, соусами. Набор пряностей (зеленых или сушеных) - колиандр, чабер, базилик, мята, укроп, петрушка - придает абхазским блюдам специфический аромат и делает пищу вкуснее.

Многое из перечисленного выше, сдобренное кувшином абхазского вина  –ритуальной частью  абхазского застолья – может отведать посетитель Нового Афона в традиционных ресторанах – апацхах.

На открытом очаге вам сварят мамалыгу из кукурузной крупы, зажарят на сковороде куски копченого мяса или на углях традиционный шашлык. Желающим слегка перекусить стоит заказать ачашв – пирог с сыром и кружку заквашенного молока.

Для любителей европейской кухни в Новом Афоне работают кафе и столовые, где отдыхающие могут отведать привычную им еду, с особым ароматом абхазских пряностей и приправ.

Туристы, приезжающие к нам в летний сезон, рассчитывают на полноценный отдых и укрепление своего здоровья. Здесь природой и человеком созданы необходимые условия для качественного отдыха. Для людей, предпочитающих морские купания, к услугам бесплатные галечные пляжи, обустроенные раздевалками и туалетами. Те же, кто выбирает активный отдых, могут отправиться в поход, или развлечься морскими прогулками. Для людей любознательных наш город открывается, словно драгоценная шкатулка. Отдых можно спланировать таким образом, чтобы избежав физических перегрузок, в течение недели посетить все памятные и достопримечательные места города и его окрестностей.

Национальный Новоафонский историко-культурный заповедник приглашает совершить увлекательные путешествия в глубь веков по обустроенным маршрутам, посетить выдающиеся памятники архитектуры, истории, археологии, окунуться в свежесть прохладных ущелий рек Псырдзха и Мысра,  насладиться прелестью уникальных ландшафтов и достопримечательных мест. Там можно переждать полуденную летнюю жару, чтобы к вечеру, подкрепившись в местной апацхе или кафе, совершать прогулки по аллеям парка или набережной.

Все более в нашей стране становится популярным отдых в частном секторе. Это не только привычные для большинства отдыхающих домашние условия быта, но и непосредственное знакомство с местными жителями и нашей культурой. Изначально случайные знакомства перерастают в дружбу. Посиделки за шашлыком и стаканом вина становятся неизменным атрибутом и необходимостью. Не редко в Абхазии курортные романы перерастают в браки. Создаются новые семьи, рождается новое счастье.

В городе Новый Афон активно развивается транспортная инфраструктура. В летнее время ежедневно ходит поезд “Москва – Сухум”, электропоезд “Сочи-Сухум”. Они останавливаются на железнодорожном вокзале Новый Афон. Из морпорта г. Сочи налажено морское сообщение до г. Гагра. Далее в сторону Сухума движутся рейсовые автобусы, проезжающие мимо нашего города. Во всех курортных городах Абхазии, Новый Афон не исключение, у главных транспортных узлов собираются маршрутные и частные такси, предлагающие за умеренную плату услуги по пасажироперевозкам.

 У остановки «Ракушка» на въезде в Новый Афон до позднего времени стоят маршрутные такси, выезжающие во всех направлениях.

Здесь же, у въезда в город открывается ухоженный сквер с молодыми посадками и возвышающееся над ним сооружения мемориала, посвященного трагической памяти Отечественной войны Абхазии 1992-1993 гг.

В первом ярусе мемориала разместился Музей Боевой Славы, рассказывающий о памятных событиях прошедшей войны. Пятьдесят девять бойцов Афонской роты Афоно-Эшерского батальона погибли, так и не увидев долгожданной победы. Их имена навеки останутся в памяти знавших их людей, и в летописи новейшей истории Абхазии.

Мемориал был открыт к 10-ти летнему юбилею дня Победы народа Абхазии – 30 сентября 2003 г., благодаря энтузиазму и сплочению всех жителей города. Здесь традиционно отмечаются траурные дни и самый дорогой для жителей Абхазии праздник – день Победы.

Дорогие гости, приезжайте в Новый Афон, он мал и бесценен, но гостеприимно отворит вам свои «двери».

Хас Афонский


Возврат к списку

 
 

 

   

 

Официальный интернет-ресурс Национального Новоафонского историко-культурного заповедника "Анакопия". Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с абхазским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых публицистических, аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на www.afon-abkhazia.ru. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на www.afon-abkhazia.ru обязательна. Адрес электронной почты редакции: info@afon-abkhazia.ru .

Создание и поддержка: Редакция-администрация ННИКЗ "Анакопия". Разработка и техническое сопровождение © NewTechnologies.abkh +7 (940) 9258589

Абхазия, Сухум, 2011-2018 г.