События

03.08.2011

Экономика Абхазии – что это такое?!

Новейшая история Абхазской государственности, де-факто начавшаяся с победы в Грузино-Абхазской войне еще не достаточно изучена обществоведами, экономистами и политологами. До сих пор мы задаемся вопросом: какую экономику мы строим? Я не оспариваю закрепленную в Конституции норму о защите права на частную собственность. Дело в другом. Несмотря на  определение капитализма, как общества где преобладает право на частную собственность, капитализм различается формами и фазами своего развития. Развал советской системы, где преобладала общественная собственность на средства производства, в связи с начавшимися военными действиями в Абхазии катализировался. Большинство советских объектов на территории Абхазии погибли или понесли непоправимый ущерб. Даже то, что удалось сохранить  - безвозвратно устарело. Многолетняя экономическая блокада добила остававшиеся не тронутыми средства производства – они все ушли на металлолом. На этом закончилась идея самостоятельного экономического развития и иллюзии по достижению благоденствия. Видимо по этой причине появившиеся сразу по окончанию войны новые собственники объектов не смогли реализовать идею на быстрое обогащение. На протяжении десятилетия почти все усилия власти и отдельных лиц  реанимировать производство оставались безуспешными.  Абсолютное  большинство  сельскохозяйственных предприятий на селе ликвидировались, погибли целые отрасли. Производство на селе сохранилось в натуральных, технически отсталых формах прошлого века и именно в частных хозяйствах. В этих условиях экономическая составляющая общества реализовывалась через свободные рыночные отношения, которые я хотел бы назвать «диким капитализмом». Однако все это время оставался в запасе ресурс, точнее достояние народа Абхазии – его природное, историко-культурное наследие и земля, доступ к которой стал открытым.

Основными чертами «дикого капитализма» стало: первичное накопление капитала в торговле, бесконтрольный захват «бесхозной» собственности, зарождение малого кустарного производства. Существовавшие внешнеэкономические ограничения мешали для зарождения нового производства современного типа, уж тем более развитию инфраструктуры. В этих условиях, даже наличие денежных средств  в инвестиционном объеме по объективным причинам не могли прийти в сферу производства. Огромные экономические, политические риски, не стабильное криминальное общество стали непреодолимыми преградами на пути развития. В процессе формирования новой экономической элиты Абхазии самое активное участие играла власть. Приближенность к рычагам государственного управления играли определяющую роль для хоть какого-либо экономического становления. Поэтому, костяк современной экономической элиты и составляют бывшие и действующие политики их приближенные. Инстинкт самосохранения и бесконтрольность со стороны общества, хаос  в умах, бездействие законов за короткие сроки сформировали сегодняшнюю элиту абхазского общества. Есть среди них и те, кто успешно сформировался в качестве бизнесменов за пределами Абхазии, но таких не много. Создаваемая как государственная экономика, по факту она оказалась «олигархической». Эффективна ли современная экономическая элита Абхазии, способна ли она вести дальше свой бизнес, утратив государственные рычаги и тепличные условия – покажет время. Одно ясно, без знания и использования экономических законов, без участия по настоящему предприимчивых людей сдвигов в экономике не будет.

 Если вернуться в сегодняшний день, то увидим, что современная политическая элита предпочитает строительный бизнес, завтра, когда иностранная экономическая помощь будет втянута в другие направления – они непременно окажутся там. Это будет добыча ископаемых, грузоперевозки, отели и туризм, даже реставрация и использование историко-культурного наследия, здесь важно одно – отрасль должна быть высокоприбыльна. Так вот наша экономика, это, с одной стороны, группа олигархов с прямым доступом к принятию решений, с другой стороны умноженные бизнес группы второго порядка, втянутые в обороты первых. Одним словом основной бизнес сегодняшнего дня сконцентрирован вокруг освоения «растущих» возможностей нашего бюджета. Другая часть экономически активных граждан с большими трудностями старается вписаться в не совсем понятные и выстроенные не по экономическим законам отношения. Их много, но вряд ли кто-нибудь окажется среди олигархов.

Развитие общественных отношений в Абхазии привело к образованию достаточно большой прослойки людей, которые занимаются продажей земли, различных объектов, всего, на что может возникнуть повышенный спрос. И тут результат зависит не от экономических знаний и способностей, а от удачливости. Мало, кто сегодня в Абхазии не мечтает продать кусок земли иностранному покупателю, чтобы завтра зажить счастливо. Под эту деятельность выросла схема, где обязательная роль отведена чиновнику. Направляются ли незаконно заработанные деньги в реальный сектор экономики, или просто проедаются – статистики нет, как никто не скажет, сколько земель или объектов уже проданы. Можно ли экономические отношение, возникшие вокруг земельного вопроса относить к правильным и полезным государству? Конечно нет. Но власть самостоятельно не захочет эти вопросы регулировать, потому как сама активно (не гласно) участвует в этом процессе. Так было на протяжении всей новейшей истории, закончилось трофейное имущество, дело дошло до земли.  Постулат, что земля – главное достояние народа Абхазии и не продается - выглядит абсурдным. В пылу предвыборной гонки появляются высказывания, что для правильного роста экономики, земля должна стать товаром. Видимо отдельные кандидаты и их сторонники рассчитывают: во-первых привлечь на свою сторону тот социальный слой, кто продажу земли избрал себе в главное занятие, с другой, придя во власть – легализовать свою земельную собственность и пустить ее с молотка. Следует признать, что существующее  ограничение на продажу земли пока еще сдерживает авантюристов из сопредельных государств, рассчитывающих скупить все оптом, а потом продавать в розницу. И в этом случае неоценимую услугу им окажет доступ к чиновникам. Уже слышу недовольное шипение: то же мне - экономист, борющийся против экономических законов. Отвечу и на это. Я за вовлечение земельных ресурсов в экономический оборот страны. Но для этого необходимо создать земельный кадастр, определить государственные фонды, разделить земли по назначению, установить земельную ренту в зависимости от назначения земли и вперед капиталисты – работайте. Однако ставить под угрозу все наши завоевания ради сиюминутного обогащения, которое с реальным сектором экономики не имеет ничего общего -  мы не можем. Хотелось бы слышать более четкую позицию кандидатов в Президенты по этому, одному из главных вопросов нашего будущего. Кто бы не оказался у власти по результатам выборов 2011 г., ему придется решать сложные, неотложные вопросы экономики.

Отрегулировать таможенные и фискальные нормы с учетом экономических законов. Это позволит контролировать цены на товары первой необходимости, создать условия для более выгодного внутреннего сельхоз. производства, в т. ч. на внешний рынок. Отдельные виды деятельности и отдельные отрасли должны подпадать под льготное налогообложение. Заработная плата не может отставать от стоимости прожиточного минимума.

На основе закона о территориальном планировании и стратегии социально-экономического развития, определить приоритетные отрасли и создать отраслевые предприятия с участием государственного и частного капитала. Эти предприятия должны стать локомотивами в каждом районе, площадками для обмена опытом и вовлечения многих предприимчивых людей в профильные отрасли. Участие государства важно с точки зрения защиты стратегических интересов общества и гарантий инвестору. Руководство предприятием следует возложить на представителя инвестора под контролем государства (независимый аудит). Такие предприятия станут точками роста, источником пополнения бюджетов.

В ближайшем будущем необходимо решать вопрос открытия нашей экономики. Все послевоенные годы мы слышим о том, что банковский бизнес в Абхазии низкорентабельный, о высоких рисках, об инвестиционной составляющей банков говорить не приходится. Понятно, как сложно будет работать нашим банкам, с их очень низкой капитализацией, если в Абхазии появятся крупные зарубежные банки. В то же время риски банковского сектора легче будет перебороть крупному капиталу, что стабилизирует банковскую систему, привлечет дополнительное число предприимчивых людей, создаст благоприятный инвестиционный климат. В то же время продуманное антимонопольное законодательство защитит других игроков банковского сектора, а отсутствие тепличного эффекта выявит наиболее жизнеспособные банковские структуры. Крайне необходимо создание Страховой кампании с участием крупного банковского капитала. Спрос на этот вид деятельности давно возник, страховой рынок нужно создавать и лелеять, он снимет много вопросов частного и государственного уровня. При этом есть возможность законодательно расширить страховое поле и за пределы Абхазии. Т. е. абхазская страховка будет действительна в России и наоборот. При этом куда будет утекать наши денежки – меня мало волнует. Ведь мы не задаемся этим вопросом, покупая горючее на АЗС или набирая телефонный номер по мобильной связи. То, что положено, останется в Абхазии, это выплата по страховому случаю и налоги в Абхазский бюджет.

Новой власти предстоит решать вопрос о продаже недвижимости и земли иностранным гражданам. С одной стороны, без реализации права на продажу не придут инвестиции в экономику, с другой, открыв двери – мы лишимся главного достояния народа Абхазии – земельных ресурсов. В Абхазию хлынет спекулятивный капитал, который в целом не пойдет в реальный сектор экономики. Мы имеем множество примеров, когда проданные объекты или выданные земельные участки стоят в запустении долгое время. Не означает ли это, что эти объекты попали в руки обычных спекулянтов, которые надеются при благоприятной конъюнктуре рынка продать эти объекты подороже. Именно так и обстоит дело с теневым рынком недвижимости.

Для исправления ситуации необходимо срочно разработать земельный кадастр, разделить земли, согласно назначению и определить земельную ренту, согласно категориям. Это позволит разработать условную цену гектара земли, которую государство готово выкупить в т. числе и у населения для пополнения своих фондов. В этом случае земельные владения (собственность) могут выступать в экономическом обороте, потому как будет определена ее залоговая стоимость. Земля будет выступать залогом при кредитовании, вноситься в уставной фонд создаваемых предприятий и т. д. Станет понятным и для народа и для инвестора  вклад государства в различных экономических проектах, где оно выступает собственником земли.

Власти предстоит создать инвестиционные площадки и соответствующие задаче структуры по мониторингу экономической эффективности в различных отраслях (отраслевая рентабельность, сроки окупаемости и т. д.), по продвижению информационного продукта за пределами Абхазии. Кроме того, под приоритетные отрасли государство обязано создавать инфраструктуру для бизнеса. Размышления о том, что придет крупный инвестор и будет ремонтировать дороги, строить жилые городки, водоводы, электросети, канализационные системы и прочее не обоснованы. Все это должно создавать государство. Также государство должно создавать рынок трудовых ресурсов. Это подготовка кадров, внутренние перемещение граждан под нужды производства, привлечение трудовых ресурсов из числа абхазской диаспоры. Иначе, на иностранных производствах будут трудиться иностранные граждане, они же будут главными потребителями благ, а наше население останется в том же положении, что и сегодня. Под инвестиционные проекты мы должны закладывать создание собственных производительных сил – это и есть социально ориентированная политика.

 

Много экономических проблем остались за бортом этой работы, я умышленно не рассматривал вопросы социального, политического характера, потому что понимаю, экономические отношения являются базисными. Остальные вопросы лежат в плоскости правильного распределения заработанных благ и построения консолидированного общества, участвующего на всех этапах государственного строительства.

Хас Афонский, 15 августа 2011 г.


Возврат к списку

 
 

 

   

 

Официальный интернет-ресурс Национального Новоафонского историко-культурного заповедника "Анакопия". Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с абхазским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых публицистических, аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на www.afon-abkhazia.ru. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на www.afon-abkhazia.ru обязательна. Адрес электронной почты редакции: info@afon-abkhazia.ru .

Создание и поддержка: Редакция-администрация ННИКЗ "Анакопия". Разработка и техническое сопровождение © NewTechnologies.abkh +7 (940) 9258589

Абхазия, Сухум, 2011-2018 г.