Устное народное творчество
Фольклор абхазов -
словесный и музыкальный - богат и разнообразен. В нем представлены древние
трудовые и охотничьи песни, эпические сказания, предания, легенды, сказки,
неисчерпаемое количество пословиц, поговорок и афоризмов, колыбельные, бытовые,
любовные и другие песни. Одной из особенностей устно-поэтического творчества
абхазов является многообразие, по сравнению с любовно-лирическим жанром,
историко-героических песен разных эпох, посвященных мужеству и бесстрашию
прославленных героев, подвигам самоотверженных борцов за свободу и
независимость своего народа.
Нартский
эпос
Если спросить абхаза
или абхазку, - независимо от того, кто они и где живут, на берегу ли Черного
моря или в высокогорном селении Лата, в верховьях шумного Кодора, на курорте ли
Гагра или в индустриальном Ткварчале, - что известно о нартах, то ответ будет,
пожалуй, везде один: "Сказания о нартах нескончаемы". Таким большим,
бесконечным представляется в сознании абхазского народа героический нартский
эпос. http://www.apsny.ru/
Религиозные верования и культы
Языческие
верования и божества
Территория Абхазии была заселена в глубокой древности, о чем
свидетельствуют богатые археологические находки, относящиеся как к каменному
веку, так и к эпохе интенсивного освоения металлов. http://www.apsny.ru/
Апсуара
Свой национальный мир, основу своей национальной
ментальности абхазы называют Апсуара. Именно с ее появлением древние люди,
живущие в благодатной стране у Чёрного моря, стали абхазским народом. Не
случайно слово «Апсуара» происходит от
самоназвания этноса – апсуа. Апсуара – обобщённая характеристика
абхазской национальной культуры, выраженная в устойчивой системе господствующих
духовных ценностей и норм поведения. Гармонично переплетаясь, они придают ей
согласованность и законченность. Несмотря на свою древность, Апсуара - не
окаменелость и не музейный экспонат - это живой, развивающийся организм. Как у
всего живого на Земле, у Апсуара есть душа и тело.
Душу Апсуара абхазы называют Аламыс. Аламыс – это совокупность всех высших нравственных
качеств человека: честь, достоинство, благородство, свободолюбие, совесть,
чувство долга, верность, целомудрие. Тело Апсуара – Ацас: обычай, который
определяет все сферы народного бытия, его повседневный и праздничный жизненный
уклад. Времена и обстоятельства меняли облик Ацас: отмирали устаревшие обычаи,
но рождались новые, также воплощающие в себе вечные ценности Аламыс.
Благодаря диалектической гибкости, присущей Апсуара, древний
абхазский этнос и в начале третьего тысячелетия, сохраняет уникальное своеобразие
своей культуры, своё неповторимое лицо, одновременно представляя собой
современный, европейски цивилизованный народ. Именно Апсуара, сбережённая через
века и тысячелетия, сохранила народ, несмотря на все перенесённые им тяжкие
испытания. Старинная пословица прямо говорит: «Абхазов то сохраняет, что они
Апсуара почитают».
Сегодня люди всего мира, сопротивляясь глобализации, ищут
духовную опору в собственных корнях. Народы, обладающие древней культурой,
становятся предметом уважительной зависти со стороны «молодых» наций. У
абхазского народа есть чему позавидовать и чему поучиться. http://www.apsuara.ru/index.php, http://www.apsny.ru/
Музыка
Абхазская народная музыка многоголосна. Двух- и трёхголосные
песни абхазов необычайно своеобразны. Среди образцов народного творчества много
песен, музыкальный строй которых свидетельствует об их древнем происхождении. К
их числу относятся культовые песни, большое количество охотничьих и трудовых
песен. Особое место в абхазском музыкальном фольклоре занимает
историко-героический эпос, ярко отразивший суровую и мужественную жизнь народа
и его характер. Новый быт и мироощущение выражены в современных народных
песнях. Среди абхазских музыкальных инструментов - аюмаа (угловая арфа), ахымаа
(инструмент типа цитры, трапециевидная рама со струнами), апхерца (двухструнный
смычковый инструмент), ачарпан (род флейты) и др. В абхазских песнях инструмент
обычно является аккомпанирующим, однако в национальном фольклоре встречаются
образцы и инструментальной музыки. http://www.apsny.ru/
Архитектура и изобразительное
искусство.
В Абхазии сохранились
дольмены эпохи бронзы (2-я половина III-го - начало II-го
тыс. до н.э.), следы циклопических сооружений, остатки античных и
раннесредневековых гражданских и оборонительных построек (руины городов
Диоскурии - Себастополиса, Анакопии, Питиунта, 160 км Абхазской стены и др.).
С принятием
христианства (VI в.) в
Абхазии проникают византийские влияния. В культовой архитектуре VI-VIII вв., отличающейся геометрической
простотой форм (церковь древней крепости в Гагре, одноапсидная базилика в Новом
Афоне), проявляются вместе с тем местные строительные традиции (использование
грубых квадров камня). В эпоху Абхазского (кон. VIII-X вв.) и Грузинского (X-XIII
вв.) царств средневековая архитектура Абхазии достигает высокого расцвета.
Постройкам этого времени свойственны сдержанная строгость и многообразие форм,
скупость резного декора (базилики в Амбаре, Гантиади, стройные купольные
базилики в Мокве и Лыхны, крестовокупольные храмы в Дранде, Новом Афоне,
Агу-Бедиа, Пицунде и др.). К XI-XII вв. относятся дворец в
Бедиа, однопролётный арочный мост на реке Басла, ряд крепостных сооружений
(замок Баграта в Сухуме и др.). В период феодальной раздробленности (XIV-XVI вв.) и турецкой экспансии (XVI - начало XIX вв.) строительство резко
сокращается; воздвигаются главным образом крепости и замки. С присоединением к
России (1810 г.) и развитием капитализма (конец XIX - начало XX вв.) начинается рост приморских
городов, строительство промышленных и административных зданий, частных дач,
вилл, гостиниц и санаториев (гостиница и дворец в Гагре, дом Алоизи в Сухуме,
санаторий в Гульрипше).
В народном зодчестве
Абхазии сохраняются восходящие к глубокой древности плетёные и деревянные
жилища с шатровой и пирамидальной крышей, прямоугольные или округлые в плане
(акуаскиа, апацха, амхара, абора и др.). Распространено 2-этажное жилище
(нижний этаж каменный, верхний - деревянный) с галереей по фасаду. В совхозах и
колхозах расширяется строительство благоустроенных каменных зданий.
В Абхазии издревле
развивалось изобразительное и декоративное искусство. К эпохам неолита и бронзы
восходят древнейшие произведения мелкой пластики (статуэтки людей и животных,
главным образом собак, овец и баранов, из глины и бронзы), образцы
орнаментированной керамики, художественных изделий из металла (бронзовые
топоры, пряжки, браслеты, застёжки, украшенные скульптурными и гравированными
изображениями животных). Уникальны бронзовый ритон из села Бамбора (начало I-го тыс. до н. э.),
мраморная рельефная стела (V
в. до н. э.) из Сухума, ранневизантийская мозаика из Пицунды (IV-V вв.), чеканный золотой потир II в. из села Бедиа, миниатюры
Моквского и Пицундского Евангелий начала XIV в., фрески XIV-XVI вв. в храмах Лыхны,
Пицунды и др. http://www.apsny.ru/
В становлении
современного изобразительного искусства в Абхазии важную роль сыграли
художественная студия, открытая в 1918 г. в Сухуми первым профессиональным
абхазским художником А. К. Чачба, а также творчество художников А. И.
Садкевича, В. С. Контарева, О. А. Сегаль, Л. Н. Невского и др.
В 1935 г. в Сухуми
была открыта художественная школа и в 1937 г. - училище. Изобразительное
искусство получило дальнейшее развитие. Живописцы (И. П. Цомая, В. Ф. Европина,
Н. О. Табукашвили, В. Я. Щеглов, О. В. Брендель, Х. Т. Авидзба, С. Габелиа и
др.) создают тематические композиции на исторические и революционные темы,
натюрморты, пейзажи. Развиваются станковая и иллюстрационная графика (В. Д.
Бубнова, Ч. В. Кукуладзе и др.), портретная и монументальная скульптура (А. И.
Размадзе, М. Е. Эшба, В. Э. Иванба, Ю. В. Чкадуа). В декоративно-прикладном народном
искусстве развиты ткачество, резьба по дереву, кости и рогу, чеканка и
гравировка по металлу, вышивка золотыми и серебряными нитками, плетение
узорчатых поясов.
Литература
Одним из источников,
питавших абхазскую художественную литературу с момента её возникновения, явился
фольклор. В абхазском фольклоре представлены многие жанры - от героических
эпических сказаний о богатырях нартах и об Абрскиле до лирических песен и
мудрых афоризмов. Первую попытку составления абхазского алфавита на русской
графической основе сделал в 1862 г. русский языковед П. К. Услар. Первый
абхазский букварь был издан в 1865 г. В 1892 г. вышла обновленная и
исправленная "Абхазская азбука", составленная Д. И. Гулиа и К. Д.
Мачавариани.
Основоположником
художественной литературы был народный поэт Абхазии Д. И. Гулиа; в 1912 г. он
издал свой первый поэтический сборник "Стихотворения и частушки". В
1919 г. начала выходить первая абхазская газета "Апсны" (ред. Д. И.
Гулиа), вокруг которой собирались молодые писатели. В 1919 г. Д. И. Гулиа написал рассказ "Под
чужим небом", положивший начало абхазской прозе.
В 1920 г. С. Я. Чанба
опубликовал первую абхазскую драму "Махаджиры"; начал творческую
деятельность поэт И. Когониа. В лучших своих поэмах, опубликованных в 1925 г.
("Абатаа Беслан", "Навей и Мзауч",
"Хмыдж-охотник", "Зосхан Ачба и сыновья Беслана Жанаа"), он
отразил героику народной жизни. http://www.apsny.ru/
Абхазский Государственный
драматический театр
им. Самсона Чанба
Истоки абхазской театральной культуры - в народных играх,
обрядах, устном народном творчестве (выступления певцов-сатириков -
ахьдзыртвью, комиков - кечеков и др.). С 1915 г. в Сухуме ставились
любительские спектакли. В 1918 г. в Сухумской учительской семинарии по
инициативе поэта Д. И. Гулиа был создан литературно-драматический кружок.
После установления в
А. Советской власти (1921 г.) начала работать театральная труппа под рук. Д. И.
Гулиа. В 1928 г. открыт абхазский сектор Сухумского театра. В 1930 г. в Сухуми
начались занятия во вновь созданной абхазской драматической студии, на базе
которой в том же году открыт Абхазский национальный театр. http://www.apsny.ru/
Музеи
Абхазский Государственный
музей, г. Сухум
Абхазский государственный музей находится в Сухуме. Создан в
60-х годах XIX век.
За многолетнюю историю существования музея, ему удалось
собрать огромное количество музейных ценностей. В его запасниках хранятся более
100 тысяч единиц — это уникальные вещи из керамики, металла, ткани, письменные
документы и т. д.
Дом-музей
им. Д. Гулиа
Адрес: г. Сухум, ул. Гулиа, 63 (рядом с площадью Свободы)
Всю жизнь свою, как воин и поэт,
Служить народу - выше счастья нет.
Д. Гулиа.
Дмитрий Иосифович Гулиа
(1874-1960 гг.) - 9 (21) февраля 1874 года, село Уарча Гумистинского
участка, ныне Гульрипшский район, Республика Абхазия, — 7 апреля 1960 года,
село Агудзера, Абхазская АССР) — абхазский писатель, народный поэт Абхазии
(1937 г.). Основоположник абхазской письменной литературы. Родился в бедной
крестьянской семье. При рождении был назван Гач, позже после принятия
православия его семьёй изменил имя на Дмитрий. Вместе с семьёй в раннем
детстве, как и большинство гумских абхазов, был выселен в Турцию, однако его
отцу удалось вернуть семью на родину. Учился в учительской семинарии в Гори.
Был учителем.
В 1892 г. вместе с К. Д. Мачавариани составил абхазскую
азбуку. В первом сборнике стихов (1912 г.) поэт выражал ненависть абхазского
народа к угнетателям, его мечты о светлом будущем. В 1921 г. организовал и
возглавил первую абхазскую театральную труппу.
Был редактором первой абхазской газеты «Апсны» («Абхазия»).
Лирика Гулиа проникнута пафосом дружбы и единства народов (поэмы «Песнь об
Абхазии», 1940 г., «Осень в селе», 1946 г., и др.). Гулиа написал первую
абхазскую новеллу «Под чужим небом» (1919 г.). В романе «Камачич» (1940 г.)
показаны жизнь угнетённых абхазцев при царизме, безрадостная судьба женщины.
Роль Гулиа в развитии абхазской культуры очень велика. Ему принадлежат труды по
языку, истории, этнографии абхазцев, хрестоматии и учебники.
Новоафонский музей боевой славы
В 2002 году в Новом Афоне состоялось открытие мемориального
памятника-музея, посвященного погибшим во время грузино-абхазской войны
1992-1993 годов. http://www.wise-travel.ru/asia/abkhazia/otzyv-3245.html
Музей
Абхазского Царства
г. Новый Афон, ул. Эшба, 8.
14 мая 2010 г. был открыт при Национальном Новоафонском
историко-культурном заповеднике «Анакопия» Музей Абхазского Царства. В
сравнительно небольшом зале музея представлены палеонтологические находки,
развернута археологическая экспозиция, отражающая этногенез абхазов, его
материальную культуру от каменных орудий труда, через эпоху бронзы, мегалитов,
античную эпоху к средневековью. Здесь вы сможете узнать об истории зарождения
абхазской государственности и ее развитии от времен Рима и Византии до
Турецкого владычества и вхождения ее в состав Российской империи; о возрождении
государства в Советский период, об Отечественной войне народа Абхазии против
Грузии 1992-1993 гг., и состоявшемся факте признания независимости 26 августа
2008 года.
В разделе
«Этнография» вы узнаете об особенностях быта, хозяйственного уклада и
характерных чертах абхазов. Отдельный стенд расскажет о внешних отличиях
(типаже) абхазов XIX в. и выдающихся личностях абхазского происхождения.
Представленные в
экспозиции реконструкции древнего вооружения и «Абхазской лодки» по рис. Гамба
1826 г. дополнят представления посетителя о нравах, образе жизни и деятельности
абхазов.
Стенд «Старые виды»
иллюстрирует Новый Афон и его окрестности в период деятельности Новоафонского
Симоно-Кананитского монастыря. Именно на это время приходится знакомство
населения Российской империи с Абхазией и ее историей. Царские власти
предпринимали активные действия для изучения и популяризации
достопримечательностей края. http://afon-abkhazia.ru/excursions/museum_abkhazian_kingdom/
Государственный
музей Отечественной войны народа Абхазии им. С. П. Дбар
Г. Гудаута, ул. Махаджиров, 1.
Археологический
музей при Государственном историко-архитектурном заповеднике «Великий Питиунт»
Г. Пицунда, ул. Гицба, 2
Гагрский
музей древностей в крепости «Абаата»